Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой в процессе игры»

Ольга Мастьянова
Мастер-класс «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой в процессе игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Показать наиболее эффективные игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой

Теоретическая часть

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой в процессе игры“» размещена в разделах

Игра - одна из форм обучающего взаимодействия взрослого и ребенка. Игра даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.

Деятельность детей дошкольного возраста разнятся по видам и содержанию, а следственно, по возможности проявлять воздействие на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком появляются неодинаковые познавательные задачи, решение которых составляет органическую долю той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников реализовывается в игровой деятельности, в намерено созданных взрослыми подвижных, дидактических играх, в которых находятся всевозможные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

Творческие игры по своей природе отобразительны : в них дети воссоздают свои впечатления об окружающей жизни, запас знаний усвоенных ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

Игровая деятельность - это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Детские игры сформированы для социализации детей и подготовки к жизни. Поэтому они обладают связью со всеми видами деятельности человека и выступают как свойственно детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.

Практическая часть

- Сегодня хочу познакомить вас с играми, которые направленны на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой, которые использую в своей практике.

Перед тем как начать играть, хочу вам подарить воздушные шары, что бы наша встреча была такой же легкой, яркой и веселой как эти шары.

Игра «Шарики с загадками»

- Эти шары не простые на них прикреплены разные загадки. Давайте вместе найдем на них отгадки.

Зрителям предлагается взять шарик и зачитать загадку.

Загадки:

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно девочки-подростки

Белостволые… (берёзки)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же… (крапива)

Голодная – мычит, сытая – жует,

Всем ребятам пить дает. (Корова)

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

Познавательные вопросы :

- Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

- Когда с деревьев падает листва?

- Какие лесные обитатели зимой впадают в спячку?

- Сок, какого дерева полезен людям?

Как правило, загадки направленны на развитие таких психических процессов, как память и внимание, на закрепление отличительных особенностей и названий объектов природы. Подбирая подобные загадки для детей средней группы, обращается внимание на признаки наблюдаемых объектов, а детям старшей группы для решения тех же задач – предлагаются уже познавательные вопросы. Варианты игры могут меняться, например: загадываются загадки, дети находят отгадки на картинках.

Игра «Кубики с картинками»

- Прошу выйти коллег, у которых шары желтого и зеленого цвета. На столе перед вами кубики с картинками, хозяину желтого шара нужно выбрать картинки на кубиках с изображением перелетных птиц и называть их, хозяину зеленого шара зимующих. На это задание вам отводиться две минуты. Пока игроки выполняют задание, поиграем со зрителями.

Игра – раскрепощение «Дотронься до!

- Я называю до чего нужно дотронуться, вы – выполняете. (Дотронься до… - жёлтого, гладкого, круглого, бумажного.)

Заслушиваются ответы участников игры с кубиками.

В игре с кубиками закрепляется умение детей классифицировать и называть перелетных и зимующих птиц, варианты выполняемого задания могут меняться, например: «Дикие и домашние животные», «Хищники и травоядные» и т. г.

Игра «Фотоохотник»

- Для участия в следующей игре прошу выйти тех, у кого шары красного цвета. Один из вас будет изображать животное, картинку с изображением которого я покажу, другой «фотоохотник» будет фотографировать, но сделать снимок он сможет в том случае, если угадает какое животное перед ним (медведь, заяц, кенгуру, слон, обезьяна и т. д.).

Эта игра развивает у детей умения имитировать голоса, движения различных объектов живой природы, а также развивает память, внимание, наблюдательность. И просто доставляет положительные эмоции.

Игра «Аукцион»

- А сейчас предлагаю всем зрителям принять участие в игре «Аукцион»

Не сидите, не скучайте,

Все о фруктах вспоминайте!

- На аукционе апельсины, яблоки, лимоны и т. д. Купить их можно в обмен на знания, касающиеся данного фрукта. Все новые и новые знания повышают цену на товар. Итак: апельсин (мандарин, яблоко, груша, персик, ананас, и т. д., начальная цена – фрукт…Ваши предложения.

Игра со зрителями «Аукцион» обогащает словарный запас детей и в зависимости от тематики развивает их познавательную деятельность.

Игра «Какое время года?»

- Приглашаю обладателей фиолетовых шаров. Играть будем в игру «Какое время года?». На столе лежат картинки с изображением времен года, я буду по очереди игрокам читать стихотворение о времени года, игрок должен определить, о каком времени года идет речь и показать соответствующую картинку.

На полянки, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит. (Весна)

И светла, и широка,

Наша тихая река.

Побежим купаться,

С рыбками плескаться… (Лето)

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Оземь на полях

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет. (Осень)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зима)

Игра со зрителями «Самый сообразительный»

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?

Чем питается еж зимой?

Под каким кустом сидит мокрый заяц?

Цель данной игры – развитие логического мышления, сообразительности.

Заключение

- Большое спасибо участникам игр. В заключении хотелось бы сказать, включая в свою работу такие простые, доступные, а главное интересные детям задания, мы сможем посеять в их душах маленькие ростки большой любви к природе нашей Земли и желание сохранить ее. И благодаря разнообразию и постоянству использования игры и игровому занимательному материалу, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность, развивается познавательный интерес.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой в процессе игры»
Опубликовано: 12 июля 2024 в 14:21
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой в процессе игры»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мастьянова (УИ 2550399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД