Юлия Коротеева
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Радужные жидкости»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Радужные жидкости»
Воспитатель Коротеева Юлия Юрьевна
МБДОУ детский сад с. Талица
Цель мастер-класса: повысить уровень профессиональной компетенции у педагогов по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками.
Задачи:
• показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей,
• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми,
• создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
Публикация «Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности „Радужные жидкости“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Темочки
Раздаточный материал: стаканчики с мыльным цветным раствором, сода, уксус, растительное масло, цветной сироп, воронки, вода, пищевые красители, ватные палочки, молоко в тарелочках, средство для мытья посуды.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
- Что такое чудо? Кто же мне ответит?
Ждет его каждый: и взрослые, и дети.
Что скрывать, ведь ребенок ждет его с нетерпением
Его любознательность, стремление к эксперименту – тому подтверждение.
Часто задает вопросы: зачем? почему?
Не всегда хватает идей ответить ему.
- 1, 2, 3, 4, 5,
Коллеги, пора путешествие в сказку начинать.
В страну детских фокусов, опытов и экспериментов приглашаю
Познакомиться с неизведанным окружающим миром обещаю.
Хочется процессу экспериментирования творческий характер придать,
Предлагаю наше путешествие-сказку в страну чудес начать.
А чтобы название сказки узнать,
Нужно вам загадку отгадать.
Все готовы, не зевайте,
И загадку отгадайте!
Загадка
Мир волшебный - Зазеркалье - дверь внезапно распахнул.
Ой, куда же мы попали? В незнакомую страну!
Кролик здесь и Королева. Где тут право, где тут лево?
Что тут дальше, что тут ближе? Это выше или ниже?
Далеко или не близко? И куда вдруг кот исчез?
Путешествует (Алиса) по стране своей чудес.
- Жила-была девочка Алиса. Она, как и все дети, была очень любопытной. Ее папа был знаменитым ученым. И вот однажды, когда девочка подросла, она гуляла по замку и обнаружила потайную дверь с надписью «Лаборатория». Папа не разрешал открывать эту дверь, но Алисе так хотелось узнать, что же происходит там, что не удержалась и вошла внутрь.
- Мои помощники смелей
Давайте откроем в лабораторию дверь.
Спецодежду надевайте,
Что ждет нас внутри, узнайте.
Послушайте, как в лаборатории нужно себя вести,
Чтобы не встретилось на вашем пути.
Будьте осторожны и внимательны.
Не шуметь, не кричать – это обязательно.
Ничего руками не трогать без разрешения,
Отвечать на вопросы без исключения.
Халаты и шапочки также важны,
Они защитят нас от опасности.
Опыт 1. «ВУЛКАН»
- Вот теперь мы готовы к приключениям
Встретим все сюрпризы с наслаждением.
Алиса дверь открывает, и что же она видит,
Узнает тот, кто загадку отгадает.
Загадка
Где с горы летит огонь,
И дымит со всех сторон.
Там опасный хулиган,
Вновь проснувшийся … (Вулкан)
- Чтобы вулкан разбудить
В стаканчики мыльный цветной раствор налить.
Столовую ложку соды добавить.
Размешать и уксусом эту жидкость разбавить.
Наш цветной вулкан проснется,
Красками миру улыбнется.
- Помните, коллеги, не забывайте,
Уксус детям не доверяйте.
А секрет волшебства расскажу.
Это несложно, я вам докажу.
Сода и уксус встречаются
И бурная химическая реакция начинается.
Пузырьки углекислого газа содержимое наружу толкают
И чудо на землю рождают.
Опыт 2. «РАДУГА»
- Алиса так воодушевлена экспериментом
Таким интересным волшебным моментом.
Свое путешествие продолжает
И нас тоже с собой приглашает.
Нам снова придется отгадать,
Что же дальше в лаборатории ожидать.
Загадка
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (Радуга)
- Чтобы в брызгах вулкана радугу найти,
Надо вот такой эксперимент провести.
Четверть стакана растительного масла,
Четверть стакана цветного сиропа,
Вода и здесь незаменима,
Для жизни так необходима.
Воронкой все в один стакан добавить,
Так чтобы жидкости друг в друге не разбавить.
Если осторожно командам следовать,
Вы узнаете, что я хочу вам поведать.
Плотность жидкостей различна,
Пусть это выглядит так необычно.
Чудо из чудес получается
И улыбка на лице появляется.
- Давайте от опытов немного отдохнем
И подвижную игру с вами проведем.
Физкультминутка
В небе гром, гроза – хлопки
Закрывай глаза! – закрыть глаза
Дождь прошел. Трава блестит (сжимать и разжимать пальцы рук,
В небе радуга стоит (нарисовать в воздухе дугу).
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей (зовущие движения,
По траве босиком (бег на месте,
Прямо в небо прыжком (прыжки).
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке (хлопки,
По цветной дуге на одной ноге (прыжки на одной ноге).
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком (присесть! С. Маршак
Опыт 3. «ЦВЕТНЫЕ УЗОРЫ НА МОЛОКЕ»
- Наши приключения продолжаются
Алиса всему удивляется.
А теперь время рисовать
Вулкан или радугу, вам выбирать.
А на чем мы будем сегодня рисовать
Как всегда вам нужно отгадать.
Загадка
Не снег, а белое всегда.
Хоть и течет, а не вода. (молоко)
- В тарелках молочные реки текут,
Пищевые красители в гости зовут.
Стоит лишь средство для мытья посуды добавить
И мир волшебными красками украсить.
Ватную палочку в средство для мытья посуды макайте,
А потом в молоко, не боясь, опускайте.
В молоке содержится жир,
Который не видит мир.
Жир с жидким мылом встречается,
И молекулы разрываются.
Начинается быстрое движение,
А для нас веселое развлечение.
Картины, шедевры создаются,
Радость, позитив, хорошее настроение остаются.
- На этом чудесная сказка с Алисой кончается
Ну, пусть ваше путешествие в страну неизведанного продолжается.
Мир вокруг нас полон чудес и волшебства,
И ответить на все вопросы не получится никогда.
Оценить нашу работу вам сейчас придется,
Если на столе смайлик настроения нужный найдется.
Выбирайте его смелей, не томите,
Настроение всем вокруг поднимите.
- Закончить свое выступление хочу словами Конфуция: «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый легкий, путь личного опыты – самый тяжелый путь». Я веду детей по самому тяжелому пути, пути личного опыта, и верю, что именно этот путь в дальнейшем поможет ребенку легче и успешнее понять наш многогранный изменяющийся мир.
- Дорогие педагоги, надеюсь, мой мастер-класс оказался для вас полезным и интересным. Приятного Вам творчества, всего доброго!