Получи документы

Мастер-класс «Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием продуктивных технологий»

Бабушкина Галина
Мастер-класс «Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием продуктивных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы

Бабушкина Галина Александровна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории.

г. Тобольск МАОУ СОШ №17

Мастер класс «Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием продуктивных технологий»

Аудитория: педагоги начальных классов.

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению навыками работы с учебным текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием продуктивных технологий“» размещена в разделах

1) познакомить педагогов с методическими приемами, помогающими в работе с текстом.

2) раскрыть содержание основных форм и методов работы с текстом.

3) отработать основные навыки в работе с учебным текстом на практике.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Форма проведения мастер-класса :

-лекция с элементами презентации +практическая работа.

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

- методические материалы в электронном виде.

- буклет «Методические приемы работы с учебным текстом как условие успешного формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в школе».

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя. С этой целью и была выбрана технология продуктивного чтения.

Данная технология – обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание текста читателем.

Достоинством технологии является

• повышение интереса у учащихся к изучению материала;

технология применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать

УМК "Начальная школа 21 века" включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

• Восстановление деформированного текста.

• Инсценирование текста или отрывка.

• Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение в лицах.

«Жужжащее чтение».

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение абзацами.

Чтение с пометками.

Чтение с остановками (прием "дерево предсказаний")

Чтение по группам.

• Поисковое чтение.

• Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

• "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

• Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

• Нахождение и чтение образных слов и описаний.

• Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

• Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

• Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

• Нахождение самого длинного слова в тексте.

• Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.

• Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста : начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом :

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный,художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

- Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.

Психологический настрой «Кувшин счастья»

Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.

В начале каждого урока я даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю следующие упражнения

1. На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Дети просматривают внимательно строку и пытаются обнаружить среди случайных букв слова. Они отыскивают слова и подчеркивают их.

ФПЗИМАКЯСТРАНАОХКОНЬКИМУВ (зима, страна, коньки)

2. Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы». (Работа в парах)

Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)

Старушка от рынка была молоко. (Деревня от рынка была далеко)

В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.

Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, который связывает разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды : до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Сложение репродукции картин русских художников. Здесь дети дают описание картины по плану. Подготовка к написанию сочинений.

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

• умение формулировать вопросы;

• умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока : на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Будет?

Мог ли?

Как звать?

Было ли?

Согласны ли вы?

Верно ли?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст. Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чё ткие границы: начало и конец. Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль. Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Прием «Литературный диктант»

Искусство это не просто какой-либо связный текст, а несущий определённую эстетическую нагрузку. Оно связано с темой, идеей, позицией автора

Тема это такая сфера деятельности человека, которая обращена к его эмоциональной, эстетической стороне личности.

Идея художественного произведения основная главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.

Художественное произведение построение художественного произведения.

Сюжет неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов

Композиция главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.

Слово последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).

Художественный образ форма воспроизведения и преобразования действительности.

Прием «Ожившая картина»

Этот прием использую, когда знакомитмся с творчеством поэтов. Суть приема заключается в том, что детям предъявляется какая – либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления.

-Что было ранее? Если бы картина ожила, какие звуки бы мы услышали? Что бы произошло чуть позже?

Прием «Реставрация текста». Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ», знакомый нам как «Проталинки». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На___небе мгла носилась;

Луна, как___пятно,

Сквозь___ ___желтела,

И ты ___сидела-

А нынче погляди в окно:

___небесами

___коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Прием «Концептуальная таблица»

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример. Сравнение главных героев произведений.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.

(Пример текста)

Анализ стихотворения. (А. С. Пушкин)

Работа с нэтбуком

Изготовление кижки - отзыов

Мандариновое счастье

Используемая литература

1. Рабочая тетрадь по литературному чтению 4 класс, часть 2,Ефросинина Л. А. изд. Вентана – граф 2018г.

2. Интерактивные тренажеры по литературному чтению 4 класс

3. Комплексные работы с текстом 4 класс Ефросинина Л. А. изд. Вентана – граф 2018г.

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием продуктивных технологий»
Опубликовано: 5 февраля 2021 в 15:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием продуктивных технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Бабушкина Галина (УИ 1637019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД