Татьяна Кейлер
Мастер-класс для родителей «Прищепалки-развивалки» о значимости работы по развитию мелкой моторики рук у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский проект
«Школа заинтересованных родителей».
Мастер-класс «Прищепалка-развивалка»
(развитие мелкой моторики рук)
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити
- ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Цели:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Прищепалки-развивалки“ о значимости работы по развитию мелкой моторики рук у детей» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2019
• Информирование родителей о значимости работы по развитию мелкой моторики рук у детей.
•Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.
• Изготовление пособия для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
•повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук;
•привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
•вызвать желание заниматься с ребёнком развитием моторики дома.
Оборудование: столы, расставленные полукругом, компьютер,телевизор, презентация к семинару, шаблоны, сигнальные карточки, прищепки, плоскостные фигурки животных без хвостов, хвосты животных, ножницы, клей, влажные салфетки.
Необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
Предварительная работа:
Подготовка к мастер-классу:
1. Изготовить приглашения для родителей.
2. Подготовить презентацию для родителей.
3. Оформить выставку игр и пособий на развитие мелкой моторики.
4. Подготовить материалы и инструменты для практической работы.
5. Распечатать памятки для родителей «Развитие мелкой моторики рук».
Участники семинара: родители, дети, учителя-логопеды.
План мастер-класса:
Теоретическая часть
1. Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?
2. Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее
действие на ребенка в целом.
3. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений
на развитие мелкой моторики рук.
Практическая часть.
1. Усвоение рекомендации проведения упражнений на развитие мелкой
рук.
2. Знакомство с пособиями и играми, представленными в презентации.
3. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим об одной из важных причин нарушения речи – плохо развитая мелкая моторика рук.
Прежде чем перейти к нашему мастер классу, нам бы хотелось выявить ваши знания по данной теме. Для этого мы сейчас проведем блиц-опрос.
У вас на столах лежать сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вам вопрос, вы должны поднять карточку с зеленым цветом если вы думаете ответить на вопрос «Да», а если «Нет» то с красным цветом.
1. Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?
Если «Да», то поднимите зелёный кружок
Если «Нет», то поднимите красный кружок
2. Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?
«Да» «Нет»
3. Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?
Если «Да», то как? «Нет»
4. Как вы думаете, необходимо ли развитие моторики руки?
5. Знаете ли вы, для чего это необходимо делать?
Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?
Мелкая моторика рук – это ничто иное как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках пальцев. Хочу вам процитировать высказывания знаменитого педагога В. А. Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. И если мы будем развивать мелкую моторику, тем самым активизируем эти центры. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т. е. мелкую моторику. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с младенчества.
Уже грудному ребенку необходимо массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и многое другое.
Сейчас, к сожалению, у большинства детей наблюдается отставание в моторном развитии. Они не умеют завязывать шнурки, поэтому родители покупают обувь на липучках или молниях, да и на обувном рынке преобладает детская обувь с такими застёжками. Если раньше дети вместе с взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, то сейчас этим мало кто занимается. Поэтому у них слабо развита мелкая моторика. В результате чего у большинства детей наблюдается неготовность к письму или проблемы с речью.
При подборе игр на развитие пальчиков нужно учитывать 2 принципа:
1. В игре обязательно должны сочетаться упражнения на напряжение и расслабление;
2. Должна быть задействована вся кисть руки.
Правила проведения игр:
Игровые занятия должны постепенно усложняться.
• Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.
• При постоянно требовании ребёнком продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера).
• Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует.
• Недопустимо переутомление ребенка в игре.
• Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно.
И сегодня, уважаемые родители, мы хотели бы предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что они не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
Игры с сыпучими материалами (горох, фасоль)
В глубокую ёмкость насыпаем фасоль или горох и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто.
Прячем мелкий предмет в куче гороха, а ребенок должен попытаться найти его. А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить одни бобовые от других (фасоль от гороха)
Следующее упражнение – надо взять одну фасолинку или горошинку большим и указательным пальцем и переложить в другую емкость, потом большим и средним, потом – большим и безымянным.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.
Рисование по крупе
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Ребенок проводит пальцем по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позволяем ребенку самому нарисовать рисунок.
Лепка из глины и пластилина, теста
В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.
Рисование карандашами
Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
Упражнения на развитие навыков самообслуживания
А также такие упражнения как застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Ручное творчество
Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.
Занимайтесь оригами, делайте с ребёнком простейшие поделки в технике «квиллинг».
Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.
Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Рукоделие играет важную роль в развитии мелкой моторики: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.
Игры с песком
Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.
Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно)
Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку, хвосты животным и птицам,крылья насекомым,лепестки цветам и т. п.
Практическая деятельность
Ну а сейчас мы предлагаем вам самим сделать многофункциональное пособие «Дикие животные» для развития мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи наших детей.
Заключительная часть
Если дома вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Спасибо дорогие родители, что пришли на наш мастер-класс. Думаем, что нам с вами удалось интересно провести время, подчерпнуть что-то новое и полезное. Надеемся, что вы обязательно будете применять полученные знания и умения в общение со своими детьми.
Предлагаем вам памятки «Развитие мелкой моторики рук» и «Наши руки не знают скуки».
Большое спасибо за активное участие!
Подготовила учитель-логопед Т. А. Кейлер