Светлана Фомина
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей»
▼ Скачать
Мастер-класса для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей»
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие мелкой моторики детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование:
- Массажные мячи ;
- Крышки от пластиковых бутылок ;
- прищепки +вырезанные фигурки, цветные ведерки
-манная крупа+подносы
-пуговицы+ Тарелки +одноразовые стаканы
-палочки+ геометрические фигуры
-нарисованное солнышко без лучиков
Раздаточный материал:
- Памятка для родителей «Развиваем пальчики»;
Ход мастер- класса
Педагог :Добрый день, уважаемые родители! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука - это "инструмент инструментов". В пещерах человека каменного века наряду с абстрактными знаками и изображениями зверей сохранились отпечатки кистей рук, вероятно имевшие сакральное значение. Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Хочу процитировать слова замечательного советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Источник способностей и дарований детей-на кончиках их пальцев, т. е. чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Одной из форм такой работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка :
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
«Дружная семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья! (поочерёдно разгибает пальчики)
«Пальчик-мальчик,где ты был?»
Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(поочерёдно загибает пальцы)
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя
Упражнения для развития мелкой моторики в стихах :
Ручки на столе лежат,
И пока что крепко спят,
а теперь одна проснулась
и тихонько потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).
Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась,
Тоже сладко потянулась.
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).
Теперь две руки проснулись –
Сильно-сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются).
Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Раздается снова стук
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.
И, конечно, отдыхать.
А теперь мы будем киски
Эй, не подходите близко –
Поцарапаем немножко –
Не ребята мы, а кошки. (Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)
К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.
(Постучать пальцами ладоней по столу.)
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)
Осторожны и легки
Приползали паучки.
(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)
А лягушки проскакали –
И в болотце убежали.
(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола).
А сейчас я вам предлагаю взять мячики. Опишите свои ощущения.
Ходит ёжик без дорожек,
По лесу, по лесу. Катают мячик в руках,
делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.
И иголками своими,
Колется, колется. Кладут мячик на правую ладошку.
Каждым пальчиком левой руки, поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).
А я ёжику, ежу,
Ту дорожку покажу. Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).
Где катают мышки,
Маленькие шишки. Катают мячик в руках,
делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.
У каждого из нас есть дома крышки от бутылок, но не каждый знает, что ими можно играть, предлагаю вам обыграть их.
Пальчиковая игра «Крышки»
Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук).
Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд).
И пошли по переулку
На весёлую прогулку. (пальчики шагают) .
Можно попробовать это же упражнение двумя руками сразу
А теперь предлагаю вам перейти к практической части -поиграть с детьми (на столах игры с заданиями)
Игры с крупой и семенами
Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелке и разделите горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелку, а фасолинки - на другую».
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. Также мы используем небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать) :
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики-(поочерёдно шагаем палочками по коленам)
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени)
Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой)
Другой ножкой топ-топ, (левой)
На головку сели, песенку запели (ставим палочки на голову, стучим друг об дружку).
Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
Предлагаю поиграть с пуговицами: Дидактическая игра «Разноцветные пуговки»
- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д.
- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки)
- рассортировать пуговицы в 2 тарелочки: большие - маленькие.
- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка.
- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша.
И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Игры с прищепками.
Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.
Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь маме собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик. Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.
Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков
Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева. Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки. Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками) Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки, желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.
Педагог:А сейчас я предлагаю поиграть взрослым в слово-эстафету, которая начинается с фразы «Чтобы у моего ребенка была развита речь, я должна (должен….»
На заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение- что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень. (на листе ватмана предложить родителям нарисовать к солнцу лучики: желтые- понравилось и было полезно, узнали что то новое, красные- мне это все знакомо, ничего нового,синие- ничего не понравилось)
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
Раздает буклеты для родителей «Развиваем пальчики»