ТАТЬЯНА ЧЕКАЛЕВА
Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики в процессе лепки из теста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чекалева Татьяна Анатольевна, воспитатель
Мелешко Ольга Владимировна, воспитатель
Одной из важнейших задач в развитии детей с ОВЗ является развитие мелкой моторки рук. «Мелкая моторика рук — это скоординированные действия человека, которые он направляет на выполнение точных мелких движений». В понятие «мелкая моторика» входит огромное разнообразие движений. Это как простые движения, такие как захват игрушки, так и сложные, которые включают в себя и различные действия по самообслуживанию. Дети с особенностями развития возможно больше всех других нуждаются в развитии мелкой моторики рук, поскольку даже самые простые действия у них вызывают определённые трудности. С мелкими движениями пальцев тесно связана нервная система человека, а также зрение, внимание, восприятие и память. Также учёные доказали связь развития мелкой моторики с развитием речи. Это объясняется тем, что речевой и моторный центры в головном мозге расположены близко друг к другу. Ребёнок выполняет мелкие движения пальцами рук, давит тем самым на кончики работающих пальцев, и в это время в кору головного мозга идут активирующие незрелые клетки коры сигналы. Этот процесс и отвечает за формирование речи, а также мышления.
Публикация «Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ „Развитие мелкой моторики в процессе лепки из теста“» размещена в разделах
- Лепка, пластилин. Мастер-классы для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Есть множество способов, ускоряющих процесс развития мелкой моторики рук. Это и массаж ладошек, и пальчиковые игры, и собирание пазлов, конструктора, разнообразных мелких предметов и т. д. Огромное значение для развития моторики имеет лепка. Вне зависимости от уровня развития ребёнка, лепка подходит абсолютно всем при соблюдении определённых правил безопасности. Ребёнок должен понимать, что брать материал для лепки в рот ни в коем случае нельзя, а также засовывать его в уши, нос и т. д. Материалов для лепки сейчас представлено огромное разнообразие.
Мы в своей группе активно пользуемся массой для лепки, сделанной самостоятельно. подготовили и провели мастер-класс для родителей, на котором показали процесс замешивания теста, а также возможные способы его использования. Родители с лёгкостью сделают его сами по рецепту и подкрасят пищевым красителем.
Для изготовления заварного теста для лепки понадобится : 1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашка соли, 2 чайных ложки пищевой лимонной кислоты (в порошке, 1 столовая ложка растительного масла и пищевой краситель. Смешать все ингредиенты, потом добавить кипяток, продолжая вымешивать тесто. Изготовить такое тесто можно вместе с ребёнком. Оставлять тесто на воздухе после занятий не рекомендуется, иначе оно затвердеет и будет уже непригодно для лепки. Тесто следует убирать в пищевую плёнку и хранить в холодильнике. Срока годности оно не имеет. Использовать заварное тесто можно для разнообразных игр и заданий. С помощью теста можно изучать простейшие формы, цвета, лепить забавных героев недавно прочтённых сказок, ёлочные игрушки, цветы к праздникам и т. д. В лепке могут быть использованы различные предметы, усложняющие задание: семечки, горох, зёрна кофе, фасоль, мелкие монетки и т. д., но с очень большой осторожностью и соблюдением техники безопасности. Также можно проводить полностью тематические уроки, посвящённые конкретно одной сказке, изучению животных, птиц или растений. В основе изготовления почти всех элементов лепки, как из пластилина, так и из теста лежат шарик и колбаска. Это первое, что должен научиться делать ребёнок. Совсем малышам можно предложить не только катать тесто, но и рвать его на кусочки, которыми можно заклеивать приготовленную заранее картинку с чёткими границами и крупными элементами или форму. Также из теста делают отпечатки ног и ладоней малышей на память. Изделия из теста можно сушить как в духовом шкафу, так и на открытом воздухе. Для высушивания изделия в духовом шкафу его нагревают до 55° C и сушат с открытой дверцей, чтобы фигурка не покрылась трещинками. Нужно обратить внимание, что мелкие детали сохнут быстрее, поэтому за процессом сушки в духовом шкафу необходимо постоянно следить. Сушить поделку воздухом гораздо сложнее. Это занимает от трёх до четырёх дней. На батарее сушить изделия из теста не рекомендуется — оно потрескается и начнёт крошиться. По этой же причине не стоит класть фигурки под прямые солнечные лучи. Чтобы изделие высохло равномерно, нужно время от времени переворачивать его. Также можно использовать оба способа высушивания сразу — сначала высушить один-два дня на воздухе, а досушить уже в духовом шкафу. Если вы сделали тесто без добавления красителя, то когда оно высохнет, его можно раскрасить. Для этого подходят гуашь, акварель и акриловые краски. Если добавить в гуашь клей ПВА, то краска будет блестеть. Для детей с ОВЗ - самые простые варианты фигурок для начала работы с тестом это гусеницы, улитки, жучки, бабочки, змейки, рыбки, герой народной сказки Колобок и т. д. -всё, что имеет самую простую форму. Когда несложные элементы будут освоены, можно переходить к коллективным работам по мотивам сказок или панно с цветами.
Литература:
Игнатьев Е. И. «Психология изобразительной деятельности детей» — М., 1961.
Конышева Н. М. «Чудесная мастерская», LINKA-PRESS, 1995.
Румянцева Е. А. «Необычная лепка», Дрофа. Москва, 2008.
Серия «Дошкольник. Изобразительная деятельность». Силивон В. А. «Лепилка», Минск:»Попурри», 2010.
Журнал «Девчонки и мальчишки», Школа ремёсел № 11–2007 (с. 12).
Журнал «Радуга идей» № 3 (09) 2012 (с. 22).
https://ru.wikipedia.org. https://www.babyblog.ru/user/Zarema1991/73895. https://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/lepka-iz-solenogo-testa.html. https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-ranego-vozrasta-s-intelektualnoi-nedostatochnostyu.html.
Васик Н. В. Лепка из теста как способ развития мелкой моторики // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 184-186. — URL https://moluch.ru/archive/189/47928/ ( дата обращения: 03.04.2019).