Ирина Беляева
Мастер-класс для педагогов «Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс: «Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических занятиях.
Автор: Учитель – логопед Беляева Ирина Александровна
Организация: ДОУ114 г. Липецк
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
2. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, кубики Блума.
Ход мастер – класса
Начать свое выступление я хотела бы с притчи.
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».
Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно -ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.
И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, «Модель 4К» предполагает развитие таких качеств современного человека, как:
Критическое мышление
Креативность
Коммуникативные навыки
Командность
Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).
Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
Что же такое «критическое мышление»?
Это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Именно таким мышлением должен обладать современный человек.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
Правила игры с Кубиком довольно просты:
1. Формулируется тема ОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Например:
• Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т. к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.
• Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?
• Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет.
И так далее.
Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
«Кубик Блума» можно использовать по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Кубик «Блума» — это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Этот приём помогает в развитии критического мышления, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь, что является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на развитие речи, мыслительной деятельности.
На гранях кубика написаны первые слова вопроса:
Назови - воспроизведение предмета, явления; проверка общих знаний по теме.
Почему - установление причинно-следственных связей, то есть описание процессов, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни – уточнение проблемы с разных точек зрения, фокусирование внимания на всех сторонах темы. Предложи – предложение собственного решения проблемы, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай – содержит элементы творчества, фантазии, вымысла. Поделись – анализ фактов и следствий, оценка значимости полученных сведений, активация мыслительной деятельности детей, выражение ощущений и чувств ребёнка, его эмоций, которые вызваны изучаемой темой.
При проведении обследования речи в подготовительной логопедической группе в сентябре 2023г. дети показали результаты: развитие связной речи -82%, словарный запас – 78%. В мае, в конце учебного года результаты значительно улучшились: развитие связной речи - 96%, словарный запас - 93%. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на развитие речи, мыслительной деятельности. Практика показывает, что этот приём нравится детям, они быстро осваивают правила игры. А педагогу приём помогает в занимательной форме обобщить, проверять знания и умения детей