МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических занятиях»

Ирина Беляева
Мастер-класс для педагогов «Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс: «Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических занятиях.

Автор: Учитель – логопед Беляева Ирина Александровна

Организация: ДОУ114 г. Липецк

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

2. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Темочки:

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, кубики Блума.

Ход мастер – класса

Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно -ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.

И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, «Модель 4К» предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

Критическое мышление

Креативность

Коммуникативные навыки

Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).

Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

Что же такое «критическое мышление»?

Это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Именно таким мышлением должен обладать современный человек.

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

1. Формулируется тема ОД или любой другой совместной деятельности с детьми.

2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.

3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Например:

• Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т. к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.

• Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?

• Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет.

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

«Кубик Блума» можно использовать по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Кубик «Блума» — это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Этот приём помогает в развитии критического мышления, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь, что является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на развитие речи, мыслительной деятельности.

На гранях кубика написаны первые слова вопроса:

Назови - воспроизведение предмета, явления; проверка общих знаний по теме.

Почему - установление причинно-следственных связей, то есть описание процессов, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни – уточнение проблемы с разных точек зрения, фокусирование внимания на всех сторонах темы. Предложи – предложение собственного решения проблемы, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай – содержит элементы творчества, фантазии, вымысла. Поделись – анализ фактов и следствий, оценка значимости полученных сведений, активация мыслительной деятельности детей, выражение ощущений и чувств ребёнка, его эмоций, которые вызваны изучаемой темой.

При проведении обследования речи в подготовительной логопедической группе в сентябре 2023г. дети показали результаты: развитие связной речи -82%, словарный запас – 78%. В мае, в конце учебного года результаты значительно улучшились: развитие связной речи - 96%, словарный запас - 93%. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на развитие речи, мыслительной деятельности. Практика показывает, что этот приём нравится детям, они быстро осваивают правила игры. А педагогу приём помогает в занимательной форме обобщить, проверять знания и умения детей

Публикации по теме:

«Кубик блума» для дошкольников«Кубик блума» для дошкольников Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях «Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта: - Вопросы формулирует сам педагог.

Значение ритуалов на логопедических занятияхЗначение ритуалов на логопедических занятиях «Магия ритуалов» на логопедических занятиях Подобно тому, как наши предки верили, что могут влиять на погоду, совершая «магические» действия,.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических занятиях»
Опубликовано: 4 января 2025 в 22:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Беляева (УИ 1810914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД