Наталья Курдюченко
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности»
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
В детском саду возможно и необходимо внедрять современные технологии, которые решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей.
Развитие чувства ритма у детей способствует их гармоничному развитию, при этом развивается не только мышечная, но и эмоциональная координация. Задавая определенный музыкальный ритм, мы имеем возможность улучшить и речевой ритм ребенка. А использование при этом музыкальных шумовых инструментов, поможет ребенку преодолеть зажатость и страх. В игровой форме, ребенок лучше воспринимает материал заданного ритма и автоматически, рефлекторно соответствует ему. Чувство ритма у детей развивается во всех видах музыкальной деятельности. Предлагаю рассмотреть некоторые методы и приемы, которые я использую в образовательной деятельности с детьми.
1. Песенки – распевки.
-
Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (По тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, («фонарики»)
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (По тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова (Кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
Так как песенки – распевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях, они развивают чувство темпа и ритма. А так же учат сочетать текст с движениями и музыкой. И мы плавно переходим к логоритмике.
2. Логоритмика – система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения; направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Этот метод является способом преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы.
«У жирафа пятна»
Так же в систему логоритмических упражнений входит пальчиковая гимнастика.
«Жили были пальчики»
Музыкальность – это комплекс способностей. Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребенку понять и пережить музыку, даёт возможность «жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими способностями, в их тесной взаимосвязи.
Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Развивая чувство ритма в движениях мы помогаем ребёнку в развитии и речевых навыков. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
3. Развитие чувства ритма, музицирование
Что бы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Особенностью являются, что все эти доступные игры воспитатель может проводить самостоятельно, без музыкального сопровождения, под мелодефицированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
Взрослый, например воспитатель, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста.
Средняя группа, старшая группа с привлечением музыкальных инструментов, подготовительная группа с привлечением жестов.
4. Музыкальная игра
Музыкальные игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника, в том числе и чувство ритма.
Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир ребенка.
Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально- ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.
Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное, а так же развивает свою ритмическую природу.
В своей работе, использую огромное количество музыкальных игр, одна из актуальных «Роботы и звёздочки». Эта игра привлекает детей необычной музыкой, автор которой не известен. А так же, тем что можно перевоплотиться. Мальчики – «роботы» выполняют резкие, неуклюжие, тяжелые движения. Девочки - «звёздочки» легко бегают на носочках, кружатся, выполняют плавные махи руками. Музыка все время меняется и музыкальные фразы становятся с каждым разом короче.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Повышение эффективности развития чувства ритма является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Умение воспринимать тонкости звучания, правильно слышать и использовать в музыкальной деятельности способствует развитию чувства ритма. Комплексное использование всех компонентов формирования чувства ритма в процессе музыкальной деятельности, способствует полноценному и всестороннему развитию детей. Целенаправленная работа по воспитанию чувства ритма способствует эффективному развитию музыкально – ритмических способностей и развитию всех компонентов музыкального ритма.