Светлана Коробейникова
Мастер-класс по экологии для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»
Цель: дать участникам мастер –класс практические знания об опытно –экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;-продемонстрировать некоторые виды эспериментирования.
-создать условия для плодотворного общения участников мастер класса в данной области с целью их творческого потенциала.
-распространение пед. опыта.
Публикация «Мастер-класс по экологии для педагогов ДОУ „Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Практическая значимость:данный мастер-класс может быть интересен педагогам,рботающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагоги найдут для себя что то новое и интересное.
Задачи. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование:стаканчики,картон,цветная бумага,карандаш,ножницы,таз с водой,виноград,газированная вода,спички,сахар,краски,ложки,шприц,листы бумаги,тарелочки.
Ход мастер-класса
В китайской пословице говорится:
«Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А мы практики педагоги утверждаем.» Лучше один раз испытать, попробывать, сделать своими руками».
-И сегодня мы с вами поговорим о детском экспериментировании. Что такое эксперимент? Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы. По мнению ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. Это деятельность в результате которой ребенок самостоятельно или под руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать не как учитель а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и прочными. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может-глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной Структуры:
*Осознание того что хочешь узнать
*формулирование задачи исследования
*продумывание методики эксперимента
*выслушивание гипотез
*прогнозирование результатов
*выполнение работы
*соблюдение правил безопасности
*наблюдение результатов
*анализ полученных данных
*словесный отчет об увиденном
*формулирование выводов
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой, и их надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления с окружающим миром.
Несколько важных советов:
1 Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.
2 Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать желание самому делать опыты.
3 Объяснить ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества.
4 Не просто показать опыт но и объяснить, доступным ему языком, почему это происходит.
5 Не оставлять без внимания вопросы ребенка.
6 Где нет опасности, предоставлять больше самостоятельности.
7 Предложить показать опыты друзьям.
8 И самое главное радоваться успехам ребенка.
*Практическая часть.
Сегодня я хочу вам показать некоторые виды экспериментирования.
Но прежде,чем мы преступим я вам предлагаю упражнения для включения в деятельность.
1Расстирание ладоней до легкого покалывания в пальцах.
2Расстирание ладонями ушных раковин.
3Расстирание мочки уха указательным и большим пальцем.
4Расстирание лба безамянным, средним и указательными пальцами от середины к переферии. (Активизирует зону внимания)
5Массирование носа с целью стимуляции деятельности головного мозга т. к. нос важнейшая рефлексонная зона лица. Он связан с кишечником желудком,с елезенкой.
Указательным и средним пальцем нажимать на кончик носа.
Сгибание кончика носа вправо влево.
Сгибание кончика носа вверх вниз.
Вращение кончиком носа по часовой стрелке.
Наши упражнения закончены и приступаем к экспериментам.
Дети очень любят играть и слушать сказки и поэтому все опыты будем проводит в виде сказки. Я считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме – сказки.
Сказка называется эххх
Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно,а что же творится вокруг ее дома. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключении.
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов,это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт №1 (Света)
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшики в таз с водой. Буквальну на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому что бумага намокает, становиться постепенно тяжелее и лепестки раскрывются.
Воспит Надя: потом Алиса, увидела что какие то маленькие существа, то появлялись из воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт №2 (Надя)
Возьмите стакан с газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие вздушные шарики. Вскоре их станет так много что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз. Пока вода не «выдохнется».
Воспитатель Лена: Но тут подул ветер,и на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт№3.(Лена)
Вам понадобится пять спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните воду на сгибы спичек. Понаблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность в том что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна толстеют, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Надя:Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился. Снова появилось солнце. Алиса пошла дальше. Тут она увидела радугу.
Опыт№4. (Надя)
«Радуга в стакане»
1 Расположим стаканы в ряд. В каждый стакан добавляем разное количество сахара. : в 1й-1 ст. л. сахара, во 2й-2ст. л,в 3й-3ст. л. в 4-4ст. л. сахара. 2В четыре стакана наливаем 3 ст. л. воды лучше теплой и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым.
3 Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски. В 1й-красный,2й-желтый,3й-зеленый,4й-синей. И перемешиваем.
4 Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца добавляем содержимое стаканов начиная с 4го где сахара больше всего. И по порядку в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5В стакане образуются 4 разноцветных слоя-самый нижний синий, затем зеленый желтый красный. И получилось такое желе, яркое и красивое.
Воспитатель : В чем же секрет этого опыта? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она тяжелее и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим- синяя внизу.
Света: Алиса путешествовала дальше, на ее пути оказался овраг- через который ей надо было перейти.
Опыт №5 (Света)
«Стакан на гармошке»
Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что же делать? Сложи листок «гармошкой»и снова накрой им стаканы. Теперь третий стакан сверху….Он держится. Его вес распределился по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая прочнее, чем обычный лист бумаги.
Воспитатель Лена : Шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.
Опыт№6 (Лена)
Накройте стакан с водой куском картона. Затем придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку.
,придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большей силой, чем вес воды в стакане.
Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир. НО у нее осталось много вопросов.
1Почему же распускаются цветы?
2Почему плавают рыбки?
3Почему ветки распрямляются?
4Почему можно выйти сухим из воды?
5Почему вода не выливается.
Обсуждение экспериментов.
Вывод: Главное достоинство экспериментов опытов,которые мы проводим с детьми позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы явления ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка,активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые коллеги, надеюсь что вам мастер- класс понравился.