Плотникова Анастасия
Мастер-класс «Развитие межполушарных связей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей.
Что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.
Публикация «Мастер-класс „Развитие межполушарных связей у дошкольников“» размещена в разделах
Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что дисгармоничная работа полушарий мозга одна из причин трудностей в обучении детей дошкольного возраста.
Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием. Каждое полушарие воспринимает и анализирует полученную информацию по-своему, тем самым, обеспечивается полноценный анализ и синтез полученной информации. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется.
Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
У ребенка, развитие головного мозга начинается еще во внутриутробный период и активно продолжается формироваться после рождения. При рождении ребенка запускаются механизмы, которые активизируют стволовые структуры мозга и запускают работу межполушарных связей.
Этот период от рождения и до 2-3 лет очень важен для формирования взаимодействий рук и ног, а также согласованных движений и конвергенции глаз (сведение в одну точку). Нарушения межполушарного взаимодействия могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Органические повреждения зон головного мозга (болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности, родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, патология мозолистого тела и т. д.).
Функциональные причины могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов (ЗРР, ТНР, неврозы, педагогическая запущенность, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т. д.). С каждым годом увеличивается количество детей с ТНР. Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). В связи с этим, увеличивается число детей, у которых отмечаются сложности в познавательной и учебной деятельности. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по формированию межполушарных связей у детей дошкольного возраста. Ведь по данным исследователей, именно в этом возрасте отмечается период активного развития мозговых структур.
Для развития межполушарного взаимодействия у детей используют разные методики и подходы. Специалисты часто прибегают к кинезиологическим упражнениям, помогающим укрепить физическое и психическое здоровье, наладить нормальную координацию, развить речь и пространственные представления/ориентировку, снизить утомляемость и повысить эмоционально-волевую устойчивость.
- Кинезиологические упражнения для межполушарного взаимодействия – это комплекс движений, помогающих активизировать синергию двух полушарий и обмен информацией между ними.
Кулак – ребро – ладонь
Одно из самых часто используемых упражнений для диагностики детей старшего дошкольного возраста. Если ребенок не может его выполнить после демонстрации взрослым, значит, проблемы есть.
Колечко
Последовательно соединяем все пальцы с большим. Так доходим до мизинца и идем обратно. Сначала упражнение выполняется правой рукой, потом левой, после работают обе руки вместе.
Яблоко и червячок
Еще одно упражнение для развития межполушарного взаимодействия у детей. Левая рука показывает знак «класс», правая сжата в кулак. В правой «червячок» спрятался в яблоко, в левой – вылез. Взрослый хлопает, и ребенок должен поменять положение рук. Повторяем 5-10 раз.
- Перекрестные упражнения для развития межполушарных связей у детей
Работа телом, т. е. подключение крупной моторики, тоже влияет на синергичную работу полушарий, что очень положительно в свою очередь сказывается на координации, графо-моторных навыках и речи.
Перекрестные шаги
Смысл заключается в том, что ребенок попеременно соединяет правый локоть с левым коленом, а левый локоть – с правым коленом. Выполняются движения ритмично, попеременно. Можно под хлопки или счет взрослого.
- Упражнения на листе для развития межполушарных связей
Когда синхронно задействованы обе руки, полушария вынуждены работать вместе. В этом помогут симметричные зеркальные рисунки или зеркальное рисование.
А как это применяется на практике сейчас вам покажут мои коллеги…