Папки-передвижки

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «По тропинкам сказок» (2 фото)

Оксана Аникина
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «По тропинкам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «По тропинкам сказок»

Цель: обучить педагогов основным приемам сказкотерапии в практической деятельности с дошкольниками.

Мастер-класс для педагогов «По тропинкам сказок, или Основные приемы работы со сказкой»

План:

1. Приветствие

2. Практическая часть

3. Теоретическая часть

4. Рефлексия. Заполнение анкет-обратной связи

1. Практическая часть

Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов „По тропинкам сказок“» размещена в разделах

Приветствие «Сказочная страна»

Педагог-психолог:

Здравствуйте, странники! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрем свои ладошки о ладошки соседей. Замечательно! Улыбнитесь друг другу!

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «По тропинкам сказок»

А вы любите сказки? Как вы думаете, где они живут? (Педагоги отвечают.) У них есть своя страна. В ней живут разные сказки со своими героями – добрыми и злыми, грустными и смешными, ленивыми и усердными, умными и глупыми.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в эту сказочную страну. Хотите? Не ищите эту страну на карте, все равно не найдете. Все в ней необыкновенно. Кругом растут конфетные деревья, стоят пряничные домики. Да и солнце каждый день светит разное – то апельсиновое, то банановое, то яблочное. Сказочный мир такой таинственный и неповторимый! Все в нем становится волшебным.

Игра «Испытания»

Педагог-психолог:

К сожалению, попасть в эту страну могут не все, а только те, кто умеет фантазировать. Это приказ короля. Поэтому я должна проверить, какие вы выдумщики. Я приготовила несколько испытаний.

В сказочной стране есть огненная река, ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти огненную реку? (По возможности педагог-психолог показывает огненную реку на слайде. Педагоги отвечают.)

За лесами и горами, за морями и полями течет молочная река кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается? (По возможности педагог-психолог показывает молочную реку на слайде. Педагоги отвечают.)

Перед вами чудо-юдо зверь диковинный. Отгадайте, каких зверей он в себе спрятал2? (Педагог-психолог демонстрирует изображение чудо-зверя. Педагоги отвечают.)

Я буду называть слова парами, а вы должны их запомнить. А теперь я буду называть первое слово, а вы должны вспомнить второе.

Золушка – туфелька.

Дюймовочка – ласточка.

Кай – кубики.

Тролль – зеркало.

Аладдин – желание.

Дуремар – пиявки.

Лягушка – стрела.

Кощей – игла.

Василиса – клубок.

Золотая рыбка – невод.

Погружение в историю «Тропинка»

Педагог-психолог:

Нам пора отправляться в путь! Только не забудьте взять с собой доброту, смелость, ловкость, терпение. Мы будем помогать друг другу в путешествии, будем одной командой!

Фото «По тропинкам сказок»

Итак, сейчас мы идем по зеленой шелковистой траве. (Педагоги изображают.) Она приятно ласкает нам ноги! Ласково светит солнце и согревает нас своими лучами. А теперь вдруг у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги! А дальше мы пойдем по лесной дорожке.

Педагог-психолог включает музыкальное сопровождение «Пение птиц». Если есть презентация – на слайде лес и тропинка.

Педагог-психолог:

Прислушайтесь к звукам леса, только не шумите. Лишь самый внимательный может услышать и понять все тайны сказочного леса.

Педагоги закрывают глаза и слушают звуки леса. Затем педагог-психолог включает музыкальное сопровождение «Шум дождя».

Педагог-психолог:

Ой, что это? Капельки? В сказочной стране пошел дождь! Это необычный дождь – он дает силу и смывает усталость. Давайте подставим ему наши руки и лицо. Вдох – выдох, вдох – выдох! Немножко постоим под волшебным дождиком и отдохнем. Вдох – выдох, вдох – выдох.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас – с ног и ступней. Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие и продолжаем наше путешествие!

Загадки «Сказочные герои»

Педагог-психолог:

В стране сказок нас ждут сказочные герои. Да вот же они!

Педагог-психолог загадывает загадки, педагоги отгадывают сказочных героев. Это могут быть любые герои на усмотрение педагога-психолога, но обязательно с разными психологическими типажами, чтобы обсуждение было более интересным. Если есть презентация – отгаданные герои появляются на слайдах. Примеры загадок 1. Внучка к бабушке пошла, / Пирожки ей понесла. / Серый волк за ней следил, / Обманул и проглотил.

Ответ: Красная Шапочка. 2. Эту девочку мы знаем, / От всех кукол отличаем, / С голубыми волосами / И красивыми глазами, / Она вежлива была, / В домике в лесу жила / И учила Буратино, / Эта девочка – …

Ответ: Мальвина. 3. Очень страшный и опасный, / Любит золото он страстно. / Смерть его в иголке, в утке, / Любит он лишь злые шутки! / Он – противный, он – злодей, / А зовут его…

Ответ: Кощей.

Обсуждение «Какой характер у героя сказки»

Педагог-психолог:

Какой цвета характер этого героя? (Педагоги отвечают.) Какой характер на ощупь? На вкус? Какую музыку он напоминает?

Игра «Волшебная поляна»

Педагог-психолог:

Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее, застывает, как каменная фигура. Застыньте и не двигайтесь, примерно так (педагог-психолог показывает, что нужно делать. Педагоги застывают на 10 секунд).

Но у меня есть волшебный колокольчик, он зазвенит – и вы все расколдованы. (Педагог-психолог звонит в колокольчик.) Подвигайтесь, покажите, что вы уже не «каменные». (Педагоги выполняют инструкцию.)

Злая волшебница опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как камни. (Педагоги выполняют инструкцию, застывают на 10 секунд.) И опять нам поможет колокольчик, слышите, как он звенит? (Педагог-психолог звонит в колокольчик, педагоги расслабляются.)

А однажды в сказочной стране подул такой сильный ветер, настоящий ураган, он сдул все замки, все домики сказочных жителей. Давайте с вами подуем и ощутим силу этого ветра.

Вот какой сильный ветер, но жители успели спрятаться, а спрятались они в разные предметы. Кто-то спрятался в яблоко, кто-то – в туфельку, кто-то – в зеркальце, кто-то – в золотой ключик, а кто-то – в снежинку. Отгадайте, кто во что спрятался или превратился.

А вы хотите превратиться в кого-нибудь? Это ведь волшебная страна, и здесь возможны самые невероятные чудеса. С помощью волшебного колокольчика я превращаю вас… В насекомых! Вы летаете над цветами и собираете сладкий нектар. (Здесь и далее: педагоги пантомимой изображают задание.) В белок, которые прыгают с ветки на ветку. В травку, которая колышется от ветра. В маленькое семечко, которое лежит на земле. Но вот пошел дождик. И из семечка появляется маленький росток. Он тянется к свету – растет. Появился бутон, и распускается прекрасный цветок. Ах, какой запах!

Игра «Ласковая Река»

Педагог-психолог включает музыкальное сопровождение «Журчание воды».

Педагог-психолог:

Наше путешествие продолжается… Здесь начинает свой бег волшебная река. Сейчас каждый из вас поймет, почему она называется волшебной. Но сначала вспомните, в каких сказках есть речки или моря.

Педагоги называют сказки: «Гуси-лебеди», «Морской царь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Русалочка». Педагог-психолог объясняет правила игры. Педагоги встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Каждый решает сам, как он будет двигаться – быстро или медленно. Участники игры – «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно с открытыми или закрытыми глазами

Заключение «Волшебная сила»

Педагог-психолог:

Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? И мне понравилось путешествовать с вами. Чтобы вернуться в детский сад, нам нужно восстановить свою волшебную силу, а для этого…давайте потанцуем! (Педагог-психолог включает музыкальное сопровождение, которое соответствует названной эмоции.) Танцуем так, как будто мы грустим… А теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем так, как будто мы очень злимся. Топаем ногами и машем руками. А сейчас мы танцуем свободно и легко, как легкий ветерок7. Молодцы! А сейчас сделаем глубокий вдох и выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Вот мы и отдохнули. Вот мы и дома!

Обнимите себя со словами «Как я себя люблю!», погладьте себя по голове: «Какая я хорошая!», похлопайте в ладоши: «Какая я молодец!»

2. Теоретическая часть

Мини-лекция «Что такое сказкотерапия»

Педагог-психолог:

Давайте обсудим, что же такое «сказкотерапия» и в чем секрет ее чудодейственного влияния на детей. Сказкотерапия – это в буквальном смысле «лечение сказкой», бережное и эффективное, ведь сказка – это особая, волшебная реальность, в которую дошкольники верят и которую принимают безоговорочно. Мышлению детей дошкольного возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. К тому моменту, когда они поступают в школу, их анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.

Когда дети примеряют на себя образы капризной принцессы, храброго солдата, злой Бабы-яги или трусливого Зайца, они эмоционально идентифицируют себя со сказочными персонажами. В этот момент они вдруг открывают для себя, что их любимые герои испытывают такие же чувства и эмоции, как и они сами. Герои так же порой попадают в сложные ситуации, ошибаются, преодолевают препятствия на своем пути. Ненавязчиво сказка предлагает ребенку пути, чтобы решить и осознать свои трудности. Любая сказка несет важный жизненный урок, причем преподносит его без нравоучений, в отличие от родителей и педагогов, – и именно в этом основной секрет эффективности сказкотерапии.

Таким образом, сказкотерапия помогает познакомить детей с многообразием мира человеческих чувств, эмоций и взаимоотношений, активизирует их познавательный интерес, создает условия для творческой инициативы, развивает воображение, фантазию, творческое мышление. Сказка помогает дошкольникам приобщиться к этнокультурным и базовым общечеловеческим ценностям, сформировать навыки позитивной коммуникации. Она способствует психопрофилактике и коррекции неконструктивного поведения.

Беседа «Приемы работы со сказкой»

Педагог-психолог:

Обсудим основные приемы, как работать со сказкой. В первую очередь важно не только читать сказки детям, но и обсуждать с ними прочитанное. Сказки содержат базовую информацию о ценностях, моделях поведения и взаимоотношениях между людьми. На примере героя ребенок учится преодолевать жизненные трудности и решать конфликты. Например, какие уроки могут извлечь дети из сказки «Колобок»? (Педагоги отвечают.)

В ходе обсуждения предложите ребенку охарактеризовать героя сказки и выразить свое отношение к нему и его поступкам. Подумайте сейчас, какой сказочный герой вам симпатичен, а какой вызывает негативные эмоции? Почему? (Педагоги отвечают.) Часто то, как мы трактуем персонажей, дает о нас психологическую информацию.

Подберите ассоциации к героям сказок и поразмышляйте, кого бы вы могли сыграть в сказке? Ответьте по очереди. (Педагоги отвечают.) А кем вы видите друг друга? Предложите, пожалуйста, варианты. (Педагоги отвечают.) Давайте проанализируем, насколько совпадает наше самовосприятие и взгляд со стороны. Этот же прием можно использовать с детьми.

При работе в группе предложите детям рассказать сказку всем вместе, каждому – свой фрагмент. Другой вариант – рассказать сказку от имени ее персонажей, причем не только главных героев – людей и животных, но и от имени сказочных предметов. Например, можно рассказать историю от лица хрустальной туфельки, которую Золушка потеряла на балу, или волшебного клубка, благодаря которому Иван-царевич нашел нужный путь. Дети посмотрят на ситуацию со стороны, и это поможет им научиться вставать на позицию другого, понимать его чувства.

Устройте в группе драматизацию сказки. Предложите детям разыграть один из эпизодов с разными вариантами событий. Чтобы способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников, обсудите героя сказки с позиции «Если бы я был этим персонажем…» и затем озвучьте его реплики в разных эмоциональных состояниях. Инсценирование сказки – это богатый материал для диагностики, ведь дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых наиболее значим для них в данный момент. Когда ребенок переживает событие под маской сказочного персонажа, он освобождается от неприятных внутренних ощущений.

Сравните с детьми одного и того же персонажа в разных сказках. Например, подумайте сейчас, в чем схожи и чем различаются волки из сказок «Иван-царевич и Серый Волк» и «Лисичка-сестричка и волк». (Педагоги отвечают.) В одном случае это благородный персонаж, в другом – трусливый и жалкий.

Попробуйте мысленно включить в сказку персонаж из другой сказки. Как вы думаете, что произойдет, если в сказку «Заюшкина избушка» попадет Баба-яга? Как ее присутствие повлияет на события? Предложите ваши варианты. (Педагоги отвечают.) С детьми попробуйте домыслить и другие ситуации, например: что было бы, если бы Карабас-Барабас был добрым, Дюймовочка была бы ростом с обычную девочку, у Бабы-яги не было бы летательного аппарата – ступы?

На занятии с детьми подберите цвета для каждого персонажа и цветовую гамму для всей сказки – вспомните, как мы подбирали и обсуждали цвет характера сказочного персонажа. Подберите музыкальные фрагменты для каждого персонажа и музыкальную тему для всей сказки. Этот прием окажется особенно полезным для детей-аудиалов. Попросите воспитанников нарисовать иллюстрации к сказке. Рисунки помогут детям не только понять сюжетные линии, но и справиться с негативными эмоциями, нормализовать психологическое состояние. Сделайте комикс с ключевыми моментами сказки.

Пофантазируйте с детьми. Измените конец сказки, если он вызывает у ребенка резко негативную реакцию. Вместе продолжите известную детям сказку после ее финала. Придумайте вопросы сказочным персонажам. Например, о чем бы вы спросили Дюймовочку, Кощея Бессмертного, царя Салтана? (Педагоги отвечают.) Когда дети потренируются, попробуйте сочинить с ними собственную сказку. В этом помогут опорные слова – предложите дошкольникам пять-семь слов и попросите включить их в текст сказки. Попросите воспитанников придумать сказку с персонажами из нескольких известных сказок и просите детей высказываться по кругу.

Педагог-психолог предлагает педагогам совместно, по кругу сочинить короткую сказку с помощью «кубиков историй» или метафорических карт.

Педагог-психолог:

Помните, что необходимо выстраивать занятия по сказкотерапии по принципу мультисенсорности. Это означает, что в работе мы задействуем все сенсорные каналы – визуальный, аудиальный и кинестетический. Мы не только предлагаем послушать историю, но и показываем ее на картинке или просим нарисовать, предлагаем показать движения героя.

___

3. Рефлексия. Заполнение анкет-обратной связи

Публикации по теме:

Детский мастер-класс с элементами сказкотерапии ко Дню цыплят на МAAMДетский мастер-класс с элементами сказкотерапии ко Дню цыплят на МAAM Детский мастер - класс "Открытка с сюрпризом" с элементами сказкотерапии ко Дню цыплят на МААМ. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог.

Фототчёт с новогоднего праздника «По тропинкам сказок» в подготовительной группеФототчёт с новогоднего праздника «По тропинкам сказок» в подготовительной группе Любой из нас, конечно, ждёт веселый праздник Новый год! Но больше всех на свете ждут этот праздник дети. Для маленького ребёнка Новый год.

Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии»Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Цель: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Мастер-класс «Цветок сказок»Мастер-класс «Цветок сказок» Этот замечательный "Цветок сказок" я сделала для психологических занятий с детьми 3 - 4 лет, для ритуала приветствия и прощания. Встали.

Мастер-класс «Куб сказок и стихов»Мастер-класс «Куб сказок и стихов» Проект «куб сказок и стихов»: сотворчество взрослых и детей Современная педагогика располагает разнообразными формами влияния на ребенка,.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс по сказкотерапии в нетрадиционной технике «Рисование жидким тестом»Мастер-класс по сказкотерапии в нетрадиционной технике «Рисование жидким тестом» Уважаемые коллеги! Давненько не публиковала новые материалы на всеми нами любимом МААМ! Плотно занималась созданием своего персонального.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Проект «По тропинкам сказок К. И. Чуковского»Проект «По тропинкам сказок К. И. Чуковского» Кая я и обещала, выкладываю наш проект по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Конспект занятия я опубликовала немного раньше, а сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «По тропинкам сказок»
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 16:27
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «По тропинкам сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Аникина (УИ 1631072) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД