Людмила Дзюба
Мастер-класс «Куб сказок и стихов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «куб сказок и стихов» : сотворчество взрослых и детей
Современная педагогика располагает разнообразными формами влияния на ребенка, среди которых одним из приоритетных является сказка. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни. Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.
Публикация «Мастер-класс „Куб сказок и стихов“» размещена в разделах
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2020
В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные методические пособия, поэтому решила изготовить «Сказочный куб».
Пособие состоит из куба с 6-ю гранями. Сделала я куб из картонной коробки. Каждую грань обклеила магнитным листом. Получился большой шестигранный магнит. На каждый магнитный лист я приклеила заламинированые картинки - декорации из сказок (репка, три медведя, под грибом, три поросенка, колобок, теремок). На декорации накладываются съемные изображения героев, которые прикрепляются к кубу с помощью магнита. Всех героев сказок я заламинировала, с обратной стороны приклеила магнит. Поворачивая куб, происходит смена сказок. Ребёнок сам или с помощью воспитателя подбирает картинки, выстраивает и рассказывает сказку. Данное пособие может использоваться как в непрерывной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Особая роль принадлежит сказкам народного характера, отражающих в своем содержании повадки животных, описывающих быт и деятельность народа определенной местности. К такого рода сказкам можно отнести народные сказки.
К сожалению, в настоящее время сказка, заметно утратила свое предназначение. Этому во многом способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.
Проведенное пилотажное исследование свидетельствует, что подавляющее большинство старших дошкольников и младших школьников не знакомы с содержанием народных сказок и легенд. В процессе реализации регионального компонента образования педагоги редко прибегают к сказкам и легендам, в то время как они таят в себе значительный нравственный потенциал, транслируют традиционные ценности.
Предварительный анализ психолого-педагогических исследований и состояния педагогической практики позволил выявить ряд противоречий.
Возникают противоречия между: богатством сказок и слабым интересом к ним со стороны детей; значительным воспитательным потенциалом кубанских сказок и его недостаточным использованием в современной практике образования детей; эффективностью использования сказок в образовательной работе с детьми и слабой готовностью педагогов к этому виду деятельности; потребностью педагогического процесса в текстах сказок, и слабой представленностью их в образовательных учреждениях.
Из вышесказанного мы определили проблему исследования, связанную с популяризацией сказок как средства нравственного воспитания и знакомства детей с традициями народа России.
Объект проектного исследования – процесс воспитания детей в контексте региональной культуры.
Предмет проектного исследования – процесс приобщения детей к народным сказкам и использование их образовательного потенциала.
Цель проекта: разработать педагогическую технологию приобщения детей к народным сказкам, обеспечивающую активное включение детей в освоение содержания народных сказок и проявление творчества в выражении своих впечатлений от прочитанного в «кубе сказок и стихов» .
Целевая аудитория – дети 2-6 лет.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное знакомство детей с кубом сказок и стихов возможно при условии:
• активного включения детей в процесс обсуждения сказок,
• отражения детьми впечатлений от художественных произведений в творческих видах деятельности (рисунке, театрализованной деятельности, игре и пр. ,
• подготовке педагогов к включению кубанских сказок и легенд в педагогический процесс детского сада.
Практическая значимость заключается в разработке педагогической технологии приобщения детей к сказкам, обеспечивающей активное включение детей в освоение их содержания. Данная технология может быть эффективно использована в реализации регионального компонента образования.
Технология включения различных видов сказок в педагогический процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста должна использовать сказку для : передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений; восстановления связи с родовой и семейной памятью; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности.
Народные сказки занимают особое место в региональном фольклоре. Сказки отражают народные чаяния и устремления. Они заключают в себе накопленный веками опыт и традиции народов.
Нами разработан план реализации проекта, который включает в себя 3 этапа.
Этап Содержание и методы деятельности Оформление
результатов
1. Подготовительный 1. Создать картотеку народных сказок
2. Разработать методику знакомства детей дошкольного возраста с народными сказками. Разработанная методика
2. Основной организационный 1. Осуществить подготовку специалистов к эффективному знакомству детей с народными сказками. Реализация программы спецкурса
2. Внедрить разработанную методику знакомства детей дошкольного возраста с народными сказками в практику работы ДОУ. Практическая работа с детьми
3. Провести -творческий конкурс «Народной сказки по номинациям :
• «Нарисуй сказку»
• «Расскажи сказку»
• «Разыграй сказку»
• «Придумай сказку»
• «Герои кубанских сказок» Виртуальные продукты конкурса: рисунки, аудио, видео записи, поделки.
5. Организовать совместную деятельность (взрослые-дети) по созданию «куб сказок и стихов», составленной взрослыми совместно с детьми, представляющей собой комплекс электронных продуктов с текстами и видеоматериалами народных сказок.
3. Итоговый 1. Организация виртуальной выставки детских работ Выставка
2. Издание куба сказок и стихов, иллюстрированной работами детей. Изданная книга
В ходе реализации проекта мы ожидаем получить определенные результаты, направленные на детей, педагогов и родителей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию у детей: интереса к народныс сказкам и стихам; любви к Родине; представлений об образе жизни в прошлом; творческих способностей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию у педагогов: интереса к народным сказкам и стихам; знаний народных сказок и стихов уровня профессиональной компетентности в области использования народной сказки и стихов в воспитании детей; желания включиться с детьми в совместную творческую деятельность. «Сказочный куб» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, им могут пользоваться одновременно несколько детей. Его можно использовать как мини - театр.
При использовании «Сказочного куба» у детей развиваются сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкая моторика, воспитывается интерес и любовь к сказкам, дети учатся играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Реализация проекта будет способствовать формированию у родителей: представлений об особенностях народных сказок и возможностях их использования в воспитании детей; педагогической культуры в области использования народных сказок и стихов в семейном воспитании детей; желания включиться с детьми в совместную творческую деятельность.
Итак приступим к выполнению нашего Куба сказок.
нам понадобится для работы, следующие. Сам куб, картинки любимых сказок, ножницы и двусторонний скотч
одну из картинок (сказки) с помощью двустороннего скотча, прикрепляем к одной части нашего куба, тоже самое проделываем с остальными частями куба : "Куба сказок и стихов".Наш куб готов.