Ольга Сошина
Мастер-класс по развитию творческой речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Методика развития творческой речи направлена на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2016
Данная работа проводилась в нескольких направлениях:
1. Обучение составлению загадок и сравнений
2. Составление рифмованных текстов.
Может проводится как отдельное занятие или включатся в занятия по развитию речи, на занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи.
Цель работы по составлению загадок – расширение семантического поля слова, расширение словарного запаса, формирование у детей универсальных учебных действий, (коммуникативных, познавательных, регулятивных, которые являются важнейшими для дальнейшего обучения в школе. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Технология обучения составлению загадок начинается с обучения составления сравнений.
На доску вывешивается картинка и предмет, изображённый на ней описывается по различным признакам. По признаку цвета, размера, формы, вкуса, температуры, звука, тактильности и т. д. Например: яблоко – круглое, сочное, сладкое, зелёное, гладкое. Далее предлагаем детям подобрать объекты с данными значениями признаков (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка; зелёное по цвету – травка, листочек, огурец, сладкое по вкусу– конфета, ягодка, виноград; сочное – апельсин, арбуз, дыня, и т. д.
Сначала педагог сам предлагает признак, по которому нужно подобрать схожий предмет. А затем, признаки могут подбирать дети самостоятельно.
Следующим этапом будет обучение составлению загадок методом сравнения.
Детям представляется картинка и они её описывают по определённым признакам.
Например: Новогодняя ёлка – зелёная, пушистая, душистая, нарядная, колючая
Далее дети описывают предметы из банка картинок.
Например:
кошка – пушистая, ласковая, серая
кукла – пластмассовая, нарядная, красивая, гладкая, большая
крокодил – зубастый, зелёный, хищный, длинный
апельсин – душистый, круглый, оранжевый, гладкий, сочный
ёжик – маленький, колючий, серый
Далее из описания каждого предмета дети выбирают тот признак, который подходит к описанию новогодней ё лки: кошка – пушистая, кукла – нарядная, крокодил – зелёный, апельсин душистый, ёжик – колючий. А затем составляют загадку, используя метод сравнения.
Пушистая, но не кошка, нарядная, но не кукла, зелёная, но не крокодил, душистая, но не апельсин, колючая, но не ёжик. Что это такое?
Аналогичным способом можно составлять загадки при прохождении определённой лексической темы. Например: На тему фрукты – Жёлтый, но не банан, гладкий, но не яблоко, овальный, но не киви, сочный, но не апельсин, кислый, но не клюква. Что это такое?
Следующий этап работы – обучение детей составлению рифмованных текстов.
Цель данного этапа – расширение словарного запаса, привлечение внимания к звучащей речи, звуковой оболочке слова, к изменению формы слова, формирование у детей универсальных учебных действий.
Данный вид работы первоначально проводится по обучению детей составлению рифмушек – перевёртышей. Так как всегда вызывает у детей интерес и формирует эмоциональный отклик.
Начинается с обучения детей подбору рифмы к словам из банка картинок.
1. На столах две группы картинок. Дети берут картинку из одной группы и находят предмет, звучащий похоже из другой группы. Например: подушка – лягушка. Затем дети составляют предложения с каждым из этих слов.
На диване лежит подушка.
В болоте скачет лягушка.
А затем слова меняют местами.
На диване лежит лягушка.
В болоте скачет подушка.
Затем дети учатся подбирать рифмы в более сложных условиях.
-Когда рифма спряталась в самом предмете:
Оса – полоса
- Слово рифмуется с частью второго предмета:
Робот и слон – робот у слона хобот.
- Слово рифмуется с синонимом другого слова
Глазунья - баба-яга, глазунья – колдунья
- Слово рифмуется с названием второго слова в уменьшительной форме
Солнце – окно, солнце – оконце
- Слова рифмуются во множественном числе или в уменьшительной форме
Комар – фонарь, комарик- -фонарик
Мышь – крыша, мыши – крыши
В дальнейшем можно проводить работу на более сложном речевом материале:
Рифму можно подбирать из слов признаков, действий, наречий.
Например: кровать – вставать, лыжи – рыжий, верёвка – ловко.
Использованная литература:
Прокопьева В. Д. "Учимся сочинять стихи и загадки"