Юлия Сывороткина
Мастер-класс по работе с мнемотаблицей «Звери в лесу» с детьми 5–6 лет в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения речевого развития детей, прежде всего это нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Публикация «Мастер-класс по работе с мнемотаблицей „Звери в лесу“ с детьми 5–6 лет в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конструирование, поделки
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Темочки
Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова). Как писал Б. М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- кукольный театр
- игры-драматизации
- игры-представления (спектакли)
Как утверждал Л. С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Принципы коррекционно-образовательной деятельности работы с детьми с ОВЗ, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детском развитии. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Примером работы со стихотворным материалом, в целях выразительного чтения с развитием просодических компонентов речи и коммуникативных навыков является работа с использованием мнемотаблицы «Звери в лесу». Этот прием мною был использован в непосредственно образовательной деятельности с детьми с ОВЗ. Педагог громко читает стихотворение и демонстрирует отдельный фрагмент стиха в виде опорной картинки, для эффективного запоминания. При этом он интонационно голосом выделяет особенности голосоведения каждого представленного зверя, задает вопросы по содержанию стихотворения, кто как готовится к зиме («Речевое развитие», «Познавательное развитие»). Затем он предлагает детям воспроизвести стихотворный материал, с учетом нужной интонации и силы голоса, при этом, конечно, изобразить повадки конкретного зверя. При успешном запоминании материала предлагает детям инсценировать сюжет этого стихотворения, посредством театрализованных атрибутов. В результате проведенной работы у детей, безусловно, формируются выразительность речи, творческие способности, коммуникативные навыки, самостоятельные связные высказывания.