Татьяна Рязанова
Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развит
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и конгитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Публикация «Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развит» размещена в разделах
- Дезадаптация дошкольников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:
- очищение, освобождение от негативных состояний;
- снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;
- коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игра в кукольный театр;
- игры – драматизации;
- игры – представления (спектакли).
Принципы коррекционной работы с детьми с ЗРР, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Т. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)
Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы:
1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:
- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др., с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
- детского и взрослого искусств;
- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;
- ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;
- специально организованной и самостоятельной деятельности.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоения ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:
- ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;
- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;
- самостоятельный поиск решения творческих задач.
Стоит отметить два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности :
- искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;
- под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действия аффекта, т. е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский).
Очень важен в арттерапии креативный принцип, т. е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психофизическая комфортность, которая предлагает:
- снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
- развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, т. к. театрализованные игры пользуются у детей с неизменной любовью);
- преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
- включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.
Театрализованная деятельность способствует развитию :
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (восприятие, воображения, мышления, внимания, памяти и др. (;
- речи (монолог, диалог);
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:
- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчивовым и др.);
- амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);
- изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно – коммуникативного воздействия