Иванова Елена Владимировна
Мастер-класс по ПДД «Поля безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель :Иванова Елена Владимировна
Актуальность
В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Безопасность».
Суть этой области состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Публикация «Мастер-класс по ПДД „Поля безопасности“» размещена в разделах
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений.
Цель: создать условия для формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста в интеграции видов детской деятельности.
Задачи
• Усвоение дошкольниками первоначальных представлений о правилах безопасного поведения;
. Формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
• Формирование и развитие у детей целостного восприятия окружающей дорожной среды, основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
• Расширение словарного запаса детей по дорожной лексике;
• Развитие логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
Для реализации поставленных целей и задач мною составлен план работы кружковой деятельности «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста, который включает разные виды деятельности и формы работ с детьми.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в группе создан центр ПДД, ОБЖ который содержит материалы:
макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др. ; дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ; настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.
Планируемые результаты в виде целевых ориентиров:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Практическая часть
МАСТЕР – КЛАСС
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «ПОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ»
Вашему вниманию представлено дидактическое игровое пособие «Поля безопасности».
Данное пособие состоит из трех игровых полей (красного, желтого, зеленого цвета). К каждому полю прилагаются конверты соответствующего цвета с игровыми заданиями, которые позволяют в игровой форме закреплять представления детей о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, формирует способность оценивать степень опасности какой-либо ситуации или предмета на здоровье человека. Поиграем?
Приглашается фокус группа из 3 педагогов.
Игровое упражнение «Подбери знак»
В этом игровом упражнении предлагаются картинки с изображением дорожных ситуаций. К ним необходимо подобрать дорожный знак.
Вывод: Данное игровое упражнение способствует закреплению Правил дорожного движения, формированию навыков ориентироваться на улицах города. Развивает мышление, воображение. Расширяет словарный запас ребенка.
Игровое упражнение «Позвони правильно»
В следующем игровом упражнении предлагаются картинки с изображением номеров телефонов экстренных служб и картинки с той или иной ситуацией. Необходимо соединить ситуацию с правильным номером экстренной службы.
Вывод: Данное игровое упражнение способствует формированию умения обращаться в каждую из служб в той или иной ситуации; обогащения практического опыта дошкольников и их самостоятельности. Развивает мышление, воображение. Расширяет словарный запас ребенка.
Игровое упражнение «Найди причину травмы»
В этом игровом упражнении предлагаются карточки с изображением травмы (порез, ожог, ушиб руки) и карточки с изображением различных предметов. Необходимо соединить картинку с определенной травмой и предметом, который может причинить вред при неправильном его обращении.
Вывод: Данное игровое упражнение способствует расширению представлений детей о правилах безопасного поведения в быту. Развивает внимание, память, воображение.
Игра проводится с остальными педагогами.
Игровое упражнение «Будь осторожен!»
В этом игровом упражнении на экран выводятся изображения предметов. Из предложенных картинок необходимо выбрать предметы, оказывающие вредное воздействие на зрение, слух и пищеварение.
Вывод: Данное игровое упражнение способствует формированию умения оценивать степень опасности того или иного предмета на здоровье человека.
Вывод: Дидактическое пособие «ПОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ» развивает внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы.
Рефлексия.
Опишите прилагательными какой сегодня был мой МАСТЕР-КЛАСС.