Лилия Мананкова
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебный песок» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментальной деятельности.
«Волшебный песок» подготовительная группа.
Воспитатель : Мананкова Лилия Александровна.
ЦЕЛИ:
- Закрепить знания детей о качестве песка, его происхождение; вспомнить другие полезные ископаемые.
- Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, обобщать результаты опытов.
- Развивать смекалку, наблюдательность, интерес к опытам, речь.
- Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности „Волшебный песок“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
- Закреплять и учить детей соблюдать технику безопасности работы с песком.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Холмы, барханы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание песка через лупу. Беседы о полезных ископаемых. Беседы о пустыни.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Лупы, бутылки с песком, трубочки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, Матушка Природа прислала нам посылку. Как вы думаете что там?
А что бы узнать это, нам нужно отгадать загадку:
«Жёлтый – сыпучий,
Мокрый – липучий,
Зимой – холодный,
Летом – горячий.» (песок)
Воспитатель: Вы согласны с ответом Дениса? А почему вы решили, что это песок?
(ответы детей). А сейчас мы проверим правы мы или нет!
Дети, вы любите бегать босиком по песку? (ответы детей).
Где песок можно увидеть? (на реке, в пустыни). Что такое песок, из чего он состоит?
Сейчас мы это вспомним, рассмотрев его.
Воспитатель: Прежде чем начать работу давайте вспомним как нужно работать с песком? (техника безопасности, ответы детей)
Воспитатель: Насыпьте песок на блюдце, возьмите лупу и рассмотрите песок.
(самостоятельная работа).
Воспитатель: Что такое песок? (ответы детей).
Где можно встретить песок? (карьер, где добывают песок, у реки, в песочнице, в пустыни).
Кто или что создал песок? (его создала природа из останков доисторических животных и растений).
А как по-другому можно сказать песок – это… (полезное ископаемое, сокровище земли, кладовая земли).
Какие ещё полезные ископаемые вы знаете? (глина, уголь, нефть и др.)
Люди, каких профессий находят и добывают ископаемые? (геологи, шахтёры и др.)
Ребята, какой можно сделать вывод из этого эксперимента?
ВЫВОД: Песок – это очень-очень мелкие камешки, разной формы. Песок – это полезное ископаемое созданное природой.
Воспитатель: А сейчас мы с вами совершим путешествие в пустыню.
Что же такое пустыня? (ответы детей).
Ну что вы готовы? Тогда в путь! (физ. минутка для детей)
Мы хотим идти в поход.
Можно задом на перёд,
Можно прыгать и скакать,
Можно просто побежать.
Путешествие - игра,
Значит нам играть пора!
Вот мы и дошли до пустыни. (перед нами картина «Пустыня»)
Давайте подойдём и рассмотрим её по ближе. Что же вы видите на картине?
(ответы детей).
Воспитатель: В песчаной пустыни появляются холмы. Что появляется в пустыни? (ответы детей).
Песчаные холмы называются – барханы. Как называются холмы в пустыни? (ответы детей).
Ребята, а что бы узнать как получаются в пустыне холмы нам нужно провести следующий эксперимент.
Но перед работой, нам нужно обратить внимание на наши глазки, они долго смотрели и устали : (гимнастика для глаз).
«Лучик»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
Воспитатель: Перед нами в бутылках находятся мини-пустыни. Мы будим ветерками и будем дуть на песок через соломинку. Возьмите соломинку и попробуйте подуть в неё. Как мы будем дуть? (выдуваем воздух только в соломинку, нельзя втягивать воздух в себя, не опускаем соломинку в песок).
Дуем потихоньку. Что происходит? (ответы детей).
А теперь сильнее. (если дуть сильнее, то песок переносится из одного места на другое, у самого добросовестного «ветра» появился холмик).
Ребята, как образуются песчаные барханы (ответы детей)
Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?
ВЫВОД: Ветер перемещает песок с места, на место образуя барханы.
Воспитатель: Ребята, а если бы вы были ветерками, каким ветерком была бы ты Алина?
А ты Дима? А ты Кирилл? (Ответы детей)
Давайте представим, что мы маленькие росточки, а Дима будет ветерок. Он подует слабо, как будут качаться росточки? Покажите. Если ветерок будет дуть сильнее, что произойдёт с росточками? Покажите. (дети стоят по кругу «ветерок» в кругу).
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз посмотрим внимательно на картину. А где же растения пустыни? Почему их мало или совсем нет? Наверное им что-то тут не нравится.
А что именно мы сейчас выясним. Перед нами маленькие пустыни. Вы видите палочку в песке? Это растение пустыни. Теперь будем дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Что происходит с растением? (ответы детей).
Так почему же в пустыне мало растений?
ВЫВОД: Ветер, то засыпает растение песком, то выдувает его и корешкам не за что держаться, к тому же песок в пустыне бывает очень горячим. В таких условиях могут выжить только выносливые растения, но их очень мало.
Воспитатель: Молодцы, вы выполнили хорошо работу. Вам понравилось наше путешествие? Куда бы вы ещё хотели отправиться? (ответы детей).
Ну что ж нас ждут другие путешествия. А это подошло к концу. Сегодня мы с вами обследовали песок, выяснили роль ветра в жизни пустыни.
На память об этом путешествии хочу вам подарить эмблемы «Юный путешественник».