Людмила Клименко
Мастер-класс по обучению грамоте с использованием песочной терапии «Звуки [А], [У]. [И], [О] и буквы А, У, И, О»
▼ Скачать
Цель мастер – класса : обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Коррекционно – образовательные задачи:
• Закреплять навыки слухо-произносительной дифференциации звуков [А], [О] ,[И]. [У];
• продолжать формировать понятия «гласный звук» и «буква»;
• Продолжать учить чётко произносить звуки [А], [О] ,[И]. [У];
Публикация «Мастер-класс по обучению грамоте с использованием песочной терапии „Звуки [А], [У], [И], [О] и буквы А, У, И, О“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. ИЗО, поделки, рисование
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
• Закреплять навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова) ;
• Научить анализировать звуковой ряд из двух, трех элементов
• Совершенствовать грамматический строй речи : закрепить умение употреблять в речи однородные прилагательные к существительным ; предложные конструкции и категории творительного падежа; в образовании относительных прилагательных от существительных
Коррекционно – развивающие задачи:
• Развивать фонематическое восприятие и слух, тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, используя пескотерапию;
• Развивать пространственное воображение;
• Развивать общую и мелкую моторику, внимание, артикуляционный аппарат.
• уточнить, расширить и активизировать словарь.
Коррекционно – воспитательные задачи :
• воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
Оборудование:
Салфетки, кисточки, картинки артикуляции звуков [А], [О] ,[И]. [У]; трубочки коктельные, стол с песком, буквы магнитной азбуки О,У,А,И,
азбука, красный песок.
Ход мастер класса:
Актуальность: всем известно, что речь является основной коммуникативной функцией. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные группы детских садов также растет. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и трудности в поведении, а также недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы. Нарушение речи детей затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную, фонематическую, лексическую, грамматическую. Дети редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Поэтому, для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе кинетический песок.
Вводная часть:
Логопед (приветствие) : песок- мирная страна. Можно строить и чудить.
Можно многое создать: горы, реки и моря,
Чтоб жизнь вокруг была!
Ребята и наши гости давайте познакомимся с правилами поведения игр с песком:
"Береги песчинки-не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песчинки высыпались, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других детей. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки.
А теперь предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса. Я приглашаю желающих занять места за песочным столом.
Мне необходимо вызвать у вас интерес и доверие к песку. Я попытаюсь это сделать, используя определенные приемы.
Итак, пожалуйста, положите ладошки на песок, закройте глаза и почувствуйте, какой он. Расскажите о своих ощущениях. Сделайте то же самое, повернув ладони тыльной стороной вверх. Наберите песок в руки и, как бы, перетирайте его между ладонями. Что вы при этом чувствуете?
А сейчас сделаем из нашего песка максимально высокую горку.
Второй этап нашей работы - это создание песочного дождя. Возьмите в ладошки песок и создайте дождик (показываю низкий дождик, средний дождик и высокий дождик) и проследите, какой из дождиков для вас самый приятный. Приятно, вам нравится?
А сейчас давайте поиграем в игру:
Ящик желаний. Знакомство с песком.
- Прежде чем начать работу давайте познакомимся ещё ближе с песком, но мы это сделаем в необычной форме. Вы не только будете знакомиться с песком, но и узнавать, что вас ждет в ближайшее время. Для этого у нас есть песочница желаний.
- Сейчас вы будете подходить к песочнице и по одному будете доставать предметы, по предложенным обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждет в будущем. Пожалуйста, проходите.
Предметы в песочнице желаний :
1) Ракушка – путешествие
2) Конфета – сладкая жизнь
3) Ключик – узнаете тайну
4) Монета – вас ждет денежная премия
5) Собачка – верный друг
6) Сердечко – взаимная любовь
7) Морская звезда – успех во всех начинаниях
8) Матрешка – прибавление в семье
9) Пёрышко— к легкости в решении проблем
Понравились вам предсказание песка. Ну, а если понравились, значит, вы с ним подружились.
Логопед: Дети, а давайте поиграем в игру «Найди и отгадай», найдем в песке закопанные буквы и на ощупь назовем их.
Основная часть:
Ребята какие мы с вами нашли буквы?
Правильно это буквы А, У, О, И.
А какие это буквы? Сейчас я прочту стихотворение
И вы сразу отгадаете, что это за буквы :
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет-
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Молодцы! Вы хорошо знаете, про гласные звуки. Я вам загадаю загадки, вы определите, на какой звук начинаются отгадки :
Он большой как мяч футбольный
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его –(арбуз)
(Дети рассматривают с помощью картинок артикуляцию звука [А],вспоминают символ «Девочка качает куклу». перечисляют слова, которые начинаются на этот звук)
Он хозяйкам добрый друг-
Электрический (утюг)
(Дети рассматривают с помощью картинок артикуляцию звука [У], вспоминают символ звука «Волк воет на луну», перечисляют слова, которые начинаются на этот звук)
Сер, но не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытцами, а не лошадь. (осел)
(Дети рассматривают с помощью картинки артикуляцию звука [О], вспоминают символ звука «У мальчика заболел зуб», перечисляют слова, которые начинаются на этот звук)
Всех на свете обшивает
Что сошьет – не надевает. (игла)
(Дети рассматривают с помощью картинки артикуляцию звука [И], вспоминают символ звука «Ослик везет тяжелую тележку», перечисляют слова, которые начинаются на этот звук)
Молодцы! А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Угадай, какой звук я пропела?»
(Логопед произносит про себя звуки, а дети отгадывают их по артикуляции)
Через игры с песком осуществляется:
- развитие мелкой моторики;
- профилактика оптико-пространственной дисграфии;
- развитие всех познавательных функции (восприятие, внимание, память, мышление воображение);
- развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
- разрешение психологических затруднений ребенка, стабилизация эмоционального состояния;
- создание чувства защищённости, в комфортной для ребёнка среде;
- развитие тактильной чувствительность как основы «ручного интеллекта»;
- развитие познавательного интереса;
- преодоление комплекса «плохого художника» (создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок);
- развитие и совершенствование пространственных представлений;
- развитие творческих способностей;
- развитие способности осознавать свои желания и возможность их реализации;
- релаксация, снятие мышечной напряжённости и др.
- Логопед :а теперь нам помогут наши гости построить город волшебных букв. (объясняет правила игры)
Игра “Город волшебных букв” (Стихи Д. Фролова)
Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть. Пусть каждый нарисует сам Какие буквы есть! На пары делимся друзья,
Здесь ты сидишь, а рядом - я,
Ты рисуешь буковку мою,
А я должна нарисовать твою.
Вот так мы весело играем
Из букв мы Город собираем! (Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по гласной букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: Нарисуй, пожалуйста, мою букву! На поверхности песочницы на красном песке ребенок и взрослый рисуют буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.)
Молодцы! (Дети садятся на стульчики) А сейчас найдите в азбуке буквы А, О, У, И. На что похожи эти буквы?
ребенок: Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она
ребёнок У- как у зайчика ушки.
Эти ушки -на макушке
ребенок: О ужасно удивилась:
Сушка с маком ей приснилась.
«Как похожа на меня!
Может с нею мы родня»
ребенок: Буква И как три иголки.
Три иголки очень тонки.
(Дети описывают пальчиками в воздухе буквы)
Итог
Молодцы ребята! Мы выполнили с вами все задания
Весело поиграли и у меня для вас есть сюрпризы.
(прощается и дарит наклейки.)
Вывод: Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Рефлексия: Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями, но не просто рассказали, а нарисовали:
-Какие чувства вы испытывали, когда окунулись в мир песка?
- Что вы приобрели полезного?
- Надеюсь, вас не утомило участие в моей работе.
Впустую время не уплыло.
И что-то, может, почерпнёте.