Папки-передвижки

Мастер-класс по обучению грамоте с использованием песочной терапии «Звуки [А], [У]. [И], [О] и буквы А, У, И, О»

Людмила Клименко
Мастер-класс по обучению грамоте с использованием песочной терапии «Звуки [А], [У]. [И], [О] и буквы А, У, И, О»
▼ Скачать

Цель мастер – класса : обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Коррекционно – образовательные задачи:

• Закреплять навыки слухо-произносительной дифференциации звуков [А], [О] ,[И]. [У];

• продолжать формировать понятия «гласный звук» и «буква»;

• Продолжать учить чётко произносить звуки [А], [О] ,[И]. [У];

Публикация «Мастер-класс по обучению грамоте с использованием песочной терапии „Звуки [А], [У], [И], [О] и буквы А, У, И, О“» размещена в разделах

• Закреплять навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова) ;

• Научить анализировать звуковой ряд из двух, трех элементов

• Совершенствовать грамматический строй речи : закрепить умение употреблять в речи однородные прилагательные к существительным ; предложные конструкции и категории творительного падежа; в образовании относительных прилагательных от существительных

Коррекционно – развивающие задачи:

• Развивать фонематическое восприятие и слух, тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, используя пескотерапию;

• Развивать пространственное воображение;

• Развивать общую и мелкую моторику, внимание, артикуляционный аппарат.

• уточнить, расширить и активизировать словарь.

Коррекционно – воспитательные задачи :

• воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.

• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Оборудование:

Салфетки, кисточки, картинки артикуляции звуков [А], [О] ,[И]. [У]; трубочки коктельные, стол с песком, буквы магнитной азбуки О,У,А,И,

азбука, красный песок.

Ход мастер класса:

Актуальность: всем известно, что речь является основной коммуникативной функцией. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные группы детских садов также растет. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и трудности в поведении, а также недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы. Нарушение речи детей затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную, фонематическую, лексическую, грамматическую. Дети редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Поэтому, для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе кинетический песок.

Вводная часть:

Логопед (приветствие) : песок- мирная страна. Можно строить и чудить.

Можно многое создать: горы, реки и моря,

Чтоб жизнь вокруг была!

Ребята и наши гости давайте познакомимся с правилами поведения игр с песком:

"Береги песчинки-не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песчинки высыпались, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других детей. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки.

А теперь предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса. Я приглашаю желающих занять места за песочным столом.

Мне необходимо вызвать у вас интерес и доверие к песку. Я попытаюсь это сделать, используя определенные приемы.

Итак, пожалуйста, положите ладошки на песок, закройте глаза и почувствуйте, какой он. Расскажите о своих ощущениях. Сделайте то же самое, повернув ладони тыльной стороной вверх. Наберите песок в руки и, как бы, перетирайте его между ладонями. Что вы при этом чувствуете?

А сейчас сделаем из нашего песка максимально высокую горку.

Второй этап нашей работы - это создание песочного дождя. Возьмите в ладошки песок и создайте дождик (показываю низкий дождик, средний дождик и высокий дождик) и проследите, какой из дождиков для вас самый приятный. Приятно, вам нравится?

А сейчас давайте поиграем в игру:

Ящик желаний. Знакомство с песком.

- Прежде чем начать работу давайте познакомимся ещё ближе с песком, но мы это сделаем в необычной форме. Вы не только будете знакомиться с песком, но и узнавать, что вас ждет в ближайшее время. Для этого у нас есть песочница желаний.

- Сейчас вы будете подходить к песочнице и по одному будете доставать предметы, по предложенным обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждет в будущем. Пожалуйста, проходите.

Предметы в песочнице желаний :

1) Ракушка – путешествие

2) Конфета – сладкая жизнь

3) Ключик – узнаете тайну

4) Монета – вас ждет денежная премия

5) Собачка – верный друг

6) Сердечко – взаимная любовь

7) Морская звезда – успех во всех начинаниях

8) Матрешка – прибавление в семье

9) Пёрышко— к легкости в решении проблем

Понравились вам предсказание песка. Ну, а если понравились, значит, вы с ним подружились.

Логопед: Дети, а давайте поиграем в игру «Найди и отгадай», найдем в песке закопанные буквы и на ощупь назовем их.

Основная часть:

Ребята какие мы с вами нашли буквы?

Правильно это буквы А, У, О, И.

А какие это буквы? Сейчас я прочту стихотворение

И вы сразу отгадаете, что это за буквы :

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет-

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Молодцы! Вы хорошо знаете, про гласные звуки. Я вам загадаю загадки, вы определите, на какой звук начинаются отгадки :

Он большой как мяч футбольный

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его –(арбуз)

(Дети рассматривают с помощью картинок артикуляцию звука [А],вспоминают символ «Девочка качает куклу». перечисляют слова, которые начинаются на этот звук)

Он хозяйкам добрый друг-

Электрический (утюг)

(Дети рассматривают с помощью картинок артикуляцию звука [У], вспоминают символ звука «Волк воет на луну», перечисляют слова, которые начинаются на этот звук)

Сер, но не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытцами, а не лошадь. (осел)

(Дети рассматривают с помощью картинки артикуляцию звука [О], вспоминают символ звука «У мальчика заболел зуб», перечисляют слова, которые начинаются на этот звук)

Всех на свете обшивает

Что сошьет – не надевает. (игла)

(Дети рассматривают с помощью картинки артикуляцию звука [И], вспоминают символ звука «Ослик везет тяжелую тележку», перечисляют слова, которые начинаются на этот звук)

Молодцы! А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Угадай, какой звук я пропела

(Логопед произносит про себя звуки, а дети отгадывают их по артикуляции)

Через игры с песком осуществляется:

- развитие мелкой моторики;

- профилактика оптико-пространственной дисграфии;

- развитие всех познавательных функции (восприятие, внимание, память, мышление воображение);

- развитие зрительно-пространственной ориентировки;

- совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;

- разрешение психологических затруднений ребенка, стабилизация эмоционального состояния;

- создание чувства защищённости, в комфортной для ребёнка среде;

- развитие тактильной чувствительность как основы «ручного интеллекта»;

- развитие познавательного интереса;

- преодоление комплекса «плохого художника» (создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок);

- развитие и совершенствование пространственных представлений;

- развитие творческих способностей;

- развитие способности осознавать свои желания и возможность их реализации;

- релаксация, снятие мышечной напряжённости и др.

- Логопед :а теперь нам помогут наши гости построить город волшебных букв. (объясняет правила игры)

Игра “Город волшебных букв” (Стихи Д. Фролова)

Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть. Пусть каждый нарисует сам Какие буквы есть! На пары делимся друзья,

Здесь ты сидишь, а рядом - я,

Ты рисуешь буковку мою,

А я должна нарисовать твою.

Вот так мы весело играем

Из букв мы Город собираем! (Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по гласной букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: Нарисуй, пожалуйста, мою букву! На поверхности песочницы на красном песке ребенок и взрослый рисуют буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.)

Молодцы! (Дети садятся на стульчики) А сейчас найдите в азбуке буквы А, О, У, И. На что похожи эти буквы?

ребенок: Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она

ребёнок У- как у зайчика ушки.

Эти ушки -на макушке

ребенок: О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может с нею мы родня»

ребенок: Буква И как три иголки.

Три иголки очень тонки.

(Дети описывают пальчиками в воздухе буквы)

Итог

Молодцы ребята! Мы выполнили с вами все задания

Весело поиграли и у меня для вас есть сюрпризы.

(прощается и дарит наклейки.)

Вывод: Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Рефлексия: Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями, но не просто рассказали, а нарисовали:

-Какие чувства вы испытывали, когда окунулись в мир песка?

- Что вы приобрели полезного?

- Надеюсь, вас не утомило участие в моей работе.

Впустую время не уплыло.

И что-то, может, почерпнёте.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж], буквы Ж, ж» В декабре провела для своих родителей "День открытых дверей. Посетили они фронтальное занятие и индивидуальные занятия. Провела занятие обычное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по обучению грамоте с использованием песочной терапии «Звуки [А], [У]. [И], [О] и буквы А, У, И, О»
Опубликовано: 22 марта 2023 в 00:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по обучению грамоте с использованием песочной терапии «Звуки [А], [У]. [И], [О] и буквы А, У, И, О»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Клименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД