Галия Шаймарданова
Занятие по моделированию «Моя мечта» в развивающей среде «Бабашки» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по моделированию в развивающей среде бабашки - «Моя мечта» для детей старшей группы
Публикация «Занятие по моделированию „Моя мечта“ в развивающей среде „Бабашки“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2023
Цель: развитие у детей навыков моделирования с помощью задания
Задачи:
Обучающие:
- формирование предметных навыков – знания о счёте, форме, пропорции, симметрии, весе и длине;
- формирование знаний о навыках конструирования – способов соединения, скрепления деталей, знаний о сенсорных особенностях материала и их влиянии на модель постройки;
- способность «чтения» схем, системы знаков, символов и обозначений, а также умение их применять в своей деятельности;
- формирование навыка моделировать по условиям, умение соблюдать требования к заданию.
Развивающие :
- способствовать формированию у дошкольников воображения, внимания, концентрации, памяти, образного, пространственного и творческого мышления;
- способствовать развитию познавательной активности дошкольников;
- способствовать расширению кругозора об окружающем мире;
- формирование способности делиться своим опытом и уметь воспринимать чужую точку зрения;
- умение презентовать свою постройку, составлять логически связанный рассказ, умение пользоваться своими планами и схемами во время презентации постройки.
Воспитательные:
- формирование умения планировать свою деятельность с помощью плана, доводить начатое дело до конца, а по итогу проделанной работы уметь осуществлять анализ и оценку своей деятельности;
- формирование волевых качеств личности – воля, самоконтроль, терпение, саморегуляция;
- развитие коммуникативных навыков.
Материалы и оборудование:
Стенд с заданием (условия для моделирования, планшеты с планами (схемами построек) детей.
Ход мастер-класса
Мастер-класс подходит для организации непрерывной деятельности в Центре строительства в соответствии с общеобразовательной программой «ПРОдетей». Мастер-класс «Моя мечта» является примером моделирования по условиям. В данном случае педагог дает чёткую инструкцию, задавая основной алгоритм действий, и обговаривает условия, которое будет ограничивать количество деталей в постройке и количество времени для строительства в первой половине мастер-класса.
Дети собираются после утреннего сбора на планирование деятельности в Центрах активности. Педагог презентует Центр строительства.
- Дети, сегодня в Центре строительства я для вас приготовила очень увлекательное задание. Вам нужно будет из бабашек построить свою мечту. Пусть это будет определенный предмет, объект или место, но это непременно должно воплощать вашу заветную мечту.
А теперь внимательно слушайте условия:
1) для постройки необходимо взять только пять бабашек, можно разных, можно одинаковых;
2) после того как вы взяли бабашки со стеллажа менять их на другие нельзя.
3) время для постройки ограничено. Для выполнения задания у вас есть пять минут.
Поэтому, прежде чем вы приступите к строительству, рекомендую вам нарисовать свою будущую постройку на планах.
А также предлагаю потом каждому рассказать о своей постройке, нам будет очень интересно послушать, кто о чем мечтает.
Далее, согласно технологии программы «ПРОдетей» - «колесо выбора» осуществляют выбор Центра активности. Педагог по усмотрению может закрыть, например дополнительный Центр активности (за исключением основных, чтобы большее количество детей могли попасть в Центр строительства.
Дети, которые выбрали Центр строительства, приступают к выполнению задания. Схематично рисуют свою постройку, берут свои планы и идут в Центр. В строительном Центе уже расположен стенд с схематичным изображением задания – карточка с цифрой «5» и знаком бабашки. Можно схематично изобразить, что менять бабашки нельзя. Педагог берет песочные часы и засекает время.
По истечению времени дети презентуют свои постройки. Варианты бывают самые разные – от банальных вещей, например, ребенок построил тортик, до масштабных объектов – луна, солнце, космический корабль. Иногда дети строят абстрактные понятия, наделенные глубоким философским смыслом – любовь, доброта, дружба. В данном случае, на «результаты» этого мастер-класса очень повлияла тема «День космонавтики», и тема космоса присутствует в постройках почти у всех детей.
После презентации педагог не дает оценку работам – недопустимо комментировать выступления детей такими словами – «здорово», «отлично», «мне кажется эта постройка не похожа на Луну». Данные комментарии могут негативно сказаться на самооценке ребенка, ребенок может почувствовать, что его идею не поняли, может замкнуться, если у него не получилось «угодить» вашим предпочтениям или понять, что эта творческая деятельность была только соревнованием на лучшую постройку. Приемлемо говорить – «кто еще желает представить свою постройку», «поделитесь своей мечтой, расскажите о ней, нам очень интересно узнать». Приемлемо, когда сами дети начинают задавать друг другу вопросы, интересуются постройкой, возможно даже будут критиковать работы сверстников. Задача педагога – развить у детей коммуникативные навыки, чтобы ребенок мог рассказать о своей постройке, мог выслушать других, отстоять свою точку зрения, проанализировать не только свою работу, но и сверстника, сделать выводы и даже «подглядеть» интересную идею у другого ребенка. Это и есть неоценимый опыт общения для ребенка, в нем он растёт. В конце презентации педагог всех благодарит за активность.
Педагог:
- Благодарю всех за активность, было очень интересно послушать ваши рассказы о своей мечте. Ну а теперь я вам предлагаю объединить все свои постройки в одну большую таким образом, чтобы смысл, каждой из них не был утерян. Вам нужно буквально перенести постройки в одно место, расположить их рядом, чтобы они друг другу не мешали. Посовещайтесь между собой, выберите, пожалуйста, одного участника, который будет потом нам всем рассказывать о вашей общей мечте.
Итогом такой творческой деятельности получается очень интересная коллективная постройка общей мечты и рассказ о всех работах. Например – «наша общая мечта - это полет нашего детского сада на космическом корабле. Мы будем одной большой дружной командой. Во время полета мы увидим Луну и ближайшие звезды. И на этом корабле будет кондитерская, в которой мы будем пить чай с вкусным тортиком».
Рефлексия.
Педагог:
- как вам, кажется, тяжело было построить свою мечту всего из пяти деталей?
- как вы думаете, вам удалось сохранить смысл своей постройки и объединить все свои работы в одну большую работу? Может быть, кому-то пришлось пожертвовать своей постройкой? Если да, почему так получилось?
- что вам понравилось сегодня больше всего – строить, рассказывать или слушать рассказы других детей?
Педагог может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую, ролевую игру с постройкой или убрать все бабашки в стеллаж.
Наши результаты:
- фото 1. Сердечко – символ дружбы
- фото 2. Космический корабль
- фото 3. Полет на космической ракете
- фото 4. Тортик
- фото 5. Звезда
- фото 6. Телепорт
- фото 7. «Общая мечта» - полет в космос на космическом корабле.
Список литературы:
1. ПРОдетей : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова. Москва: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. 136 с.
2. Про жизнь и «ПРОдетей» в детском саду: практика реализации программы, ориентированной на ребенка/ Е. А. Сергеева, Е. В. Трошина – «Образовательная панорама»-научно-методический журнал. 2022. №1 (17). С. 86-90.