Василенко Валерия
Мастер-класс по коррекции различных видов поведения у обучающихся с РАС на основе методики «Карточки силы»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога-психолога с детьми с РАС имеют свои сложности и особенности. Часто приходится сталкиваться с тем, что обычные воспитательные методы коррекции поведения не имеют никакого эффекта.
В своей работе я использую элементы прикладного анализа поведения, различные разработки иностранных коллег, адаптированные под дефициты и нужды каждого ребенка.
Публикация «Мастер-класс по коррекции различных видов поведения у обучающихся с РАС на основе методики „Карточки силы“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Примером одной из простых и очень эффективных методик являются "Карточки силы". Несмотря на замысловатое название, даже начинающий психолог может с легкостью использовать в работе данные материалы. Подробное описание находится в пособии "Руководство учителя по синдрому Аспергера", написанном американскими коллегами из Университета Канзаса.
Метод «Карточек силы» представляет собой обращение к наглядному пособию, использующему специальный интерес ребенка, с тем, чтобы помочь ему в понимании социальных ситуаций, распорядка, смысла речи и неписаных правил социального взаимодействия. Данный вид вмешательства включает в себя два элемента: "сценарий силы" и "карточки силы".
1. "Сценарий".
Взрослый разрабатывает краткий сценарий, написанный на уровне понимания ребенка, с детализацией проблемной ситуации или целевого поведения. В сценарии также производится адресация к социальным проблемам специального интереса ребенка. О придуманном решении затем в общей форме говорится ребенку. Лучше всего зачитывать сценарий совместно в свободное время до возникновения проблемного поведения.
2. "Карточка".
Размером с визитную карточку, «карточка силы» содержит картинку с предметом специального интереса и краткое резюме, основанное на придуманном сценарии. «Карточка силы» может носиться ребенком с собой, класться на угол парты или прикрепляться позади учебника, записной книжки, либо к его шкафчику. Чтобы обеспечить генерализацию, «карточка силы» должна быть портативной и доступной в разнообразных ситуациях.
Основные условия использование методики :
1. Наличие специального интереса у ребенка (любимый персонаж игры, мультфильма и т. д.)
2. Умение читать простой текст.
3. Уровень интеллекта для понимания прочитанного в сценарии.
Данную методику можно использовать и с нейротипичными детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Примеры карточек и сценария на основе интереса к мультику "Акуленок" находятся в прикрепленной презентации.