Альбина Зармамбетова
Мастер-класс для воспитателей «Конструктор Lego как средство развития ребенка в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс по конструированию из Лего.
Мастер – класс для воспитателей
«Конструктор Lego, как средство
развития ребенка в игре»
Цель: дать общее представление о конструкторе Lego, как о средстве развития
ребенка в игре.
Задачи:
• Ознакомить с конструктором Lego Duplo.
• Обучить способам конструирования.
• Познакомить с различными вариантами игр посредством построек из Lego.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Конструктор Lego как средство развития ребенка в игре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лего. Конструктор LEGO
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Материалы: наборы конструктора Лего Дупло, ноутбук, проектор.
Ход:
Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.
Инженеры, специалисты - компьютерщики,
биологи, физики, химики, - люди, которые
должны сформировать инновационную среду…
Д. А. Медведев.
XXI век – это век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования.
Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать
познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Одной из
таких новинок является набор LEGO Дупло, включающий в себя конструкторы,
специально созданные для детей младшего возраста.
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в
дошкольных учреждениях. Лего - это конструктор всех возрастных категорий. Дети
очень любят играть им в свободной деятельности. Этот конструктор побуждает
работать и голову, и руки. После сборки, модели превращаются в игрушку. А для
детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее
процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы,
фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные
возможности для физического, эстетического и социального развития. В самом
процессе конструирования ребенок получает удовольствие от того, что он делает,
строит то, что он хочет и это позволяет развивать его фантазию в любом
направлении.
Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Главное – Лего
должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми очень легко и
увлекательно работать. Лего-конструкторы задуманы таким образом, что
воспитатели могут постоянно черпать в них новые идеи, позволяющие привлечь и
удержать внимание воспитанников. Дополнительные элементы, содержащиеся в
каждом наборе конструкторов, позволяют детя создавать модели собственного
изобретения.
Конструкторы незаменимы для развития способности к концентрации, мелкой
моторики рук, мышления, ловкости, и даже интеллекта, а также помогут раскрыть
творческие способности ребенка. Все детали конструктора имеют четкие
геометрические фигуры, а значит, помогут развить математическое восприятие –
круглое, квадратное, длинное или короткое. При конструировании ребенок сможет
проверить способности и найти применение своим возможностям. В процессе игры,
ребенок будет фантазировать и воображать все новые и новые игровые сцены.
II Практическая деятельность.
Лего - это универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что
никогда не надоедает. Из незатейливых деталей конструктора можно собрать
практически всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.
Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир лего и на практике увидеть,
как мы можем работать с ним.
Начнём с небольшой разминки. Для этого я прошу вас разбиться на пары.
Прежде чем мы приступим к разминке, давайте вспомним, что детали лего
отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Стандартная деталь лего – это
кирпичик 2 на 4. Нужно подсчитать количество кнопочек на детали в длину и в
ширину. Например, красный кирпичик 2 на 3, синий, белый и т. д. Кирпичики
бывают и других размеров: 2 на 2, 2 на 6 и т. д. Кроме кирпичиков есть ещё
пластины лего.
Итак, чтобы ваш партнёр по команде понял вас, и понял какую именно деталь лего
вы хотите использовать, не забывайте называть цвет, размер и форму детали.
Кроме того, обговорим правильный способ скрепления деталей. Есть такое понятие
– называется кирпичная кладка – это правильное соединение деталей,
обеспечивающее прочное их скрепление. Назван данный способ так не случайно –
такое соединение деталей очень похоже на настоящую кладку кирпичей друг на
друга при строительстве кирпичных зданий.
Итак, правила разминки:
Разминка проходит в паре.
Два участника получают одинаковые детали.
Первый участник, отвернувшись, придумывает порядок скрепления деталей –
строит что-нибудь.
После построения он, не поворачиваясь, рассказывает другому участнику где стоит
какая деталь.
Исход игры (одинаковые или нет получились модели) зависит от того, как сумеет
первый участник объяснить месторасположение деталей.
Время разминки –2-3 минуты.
Цель разминки – для первого участника – сконструировать что-либо, по ходу
работы объясняя второму. Для второго – не видя сконструировать то же самое.
После разминки должны получиться две одинаковые модели.
Итак, разминка окончена. Предлагаю провести небольшой анализ работы.
Обсуждение с позиции ученика:
Давайте посмотрим на свои работы и на работы других.
1. Удовлетворены ли вы своим результатом работы в парах? Да или нет? Почему?
2. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?
3. Для тех, кто объяснял: получилось ли объяснить партнёру по команде ход своих
действий?
4. Для тех, кто слушал: получилось ли правильно повторить? Не понял, что нужно
делать? Не расслышал?
5. Всё получилось? Как вы думаете, почему?
Обсуждение с позиции педагога:
Я вам предлагаю высказать свои мысли о том, для чего нужна подобная разминка.
1. Разогреться, размяться, настроиться на работу
2. Выявить умение работать в паре
3. Определения модальности (что важно – смотреть, видеть, слышать)
….
Конструирование по образцу.
Ребятам демонстрируется заранее сконструированная педагогом модель. Их задача –
сконструировать точно такую же модель, выдержав цвета, размер и т. д.
Конструирование по условию.
Ребятам раздаются одинаковые картинки, например, с древней башней. Как видно
на картинке слева, древняя башня не из ЛЕГО, это совершенно другой конструктор.
Ребятам предлагается сконструировать максимально похожую башню. Допускается
некоторые условности, например, у нас нет деталей, чтобы сконструировать
круглые проёмы окон и овальные арки. Ставятся конкретные условия: повторить
архитектуру башни, расположение окон, форму, размер башни, подсчитать, сколько
кирпичиков нужно в ширину, сколько – в высоту, рассчитать, когда начать делать
проёмы для окон.
Конструирование по схеме.
Формируются новые понятия: что такое план, схема, что такое проекция (вид
спереди, вид сверху). Задание: угадай по двум проекциям, какой предмет изображён.
Конструируем замок по заданной схеме в разных проекциях.
Конструирование по заданной теме.
Озвучивается тема сегодняшнего занятия, например мебель. При конструировании
ребята ничем не ограничены – они могут фантазировать и сконструировать любую
мебель, какую захотят.
В конце каждого занятия мы подводим итоги – ребята рассказывают о своей модели.
Ребята составляют небольшой рассказ о своей модели – несколько предложений.
Они учатся объяснять, почему выбрали именно такую модель в рамках изучаемой
темы, почему использовали именно такие цвета при конструировании, каково
назначение их модели.
Теперь я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поиграть в увлекательную игру
«Самая высокая и устойчивая башня».
Башня – инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием
высоты над стороной или диаметром основания.
Башни применяются в гражданской, военной и церковной архитектуре и имеют
самые различные назначения, начиная с полезных целей и заканчивая простым
удовлетворением эстетического чувства. В крепостях и замках они служили для
обороны и наблюдения за неприятелем, в церквах – для подвешивания колоколов, в
системах водоснабжения – для помещения водяных резервуаров и так далее.
Башни бывают разные:
- Смотровые башни
- Маяки
- Колокольни
- Оборонительные башни
- Осадные башни
- Водонапорные башни
- Телебашни и т. д.
Давайте попробуем и мы с вами сконструировать башню.
Игра «Самая высокая и устойчивая башня»
При строительстве башни нужно обязательно учитывать, что башня не должна быть
слишком узкая, иначе, чем выше вы её будете строить, тем больше вероятности, что
она упадёт. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много
времени на её строительство и не успеете. Башня может быть полая внутри.
Обращаю ваше внимание на то, что башня должна быть устойчивой. Устойчивость
конструкции (в архитектуре применительно к башням) – это сохранение формы
конструкции без деформаций, которые сделают её непригодной для эксплуатации и
могут повлечь за собой её падение.
Таким образом, устойчивая башня не должна качаться и падать или от неё не
должны отваливаться детали.
Правила игры:
Вначале нам необходимо разбиться в группы по 3-4 человека.
За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую
высокую и устойчивую башню. На выполнение задания у вас есть 5 минут. После
мы сравним наши башни и подведём итоги, какая команда выиграла.
Обсуждение:
Давайте посмотрим на свои работы и на работы других. Расскажите о своей башне.
1. Удовлетворены ли вы своим результатом работы в группах? Да или нет? Почему?
2. Какую именно башню хотели сконструировать? Получилось? Почему?
3. Всё получилось? Как вы думаете, почему?
4. Какие образовательные задачи мы, как педагоги, можем решать, используя данное
упражнение?
III Рефлексия:
То, что я хочу познать — это яблоня,
Что я познаю — это ветвь яблони,
То, что я передаю ученику — это яблоко,
То, что он возьмёт от меня — это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня.
Мастер класс наш сегодня заканчивается. За это время выросло удивительное
дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или
бесполезность нашего общения.
Если мастер класс для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны -
прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если мастер класс не отличается от прежних мастер классов, и ничего нового не
принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время сегодня, то – желтый, чахлый
лист
Спасибо за внимание!