Ася Магомедова
Мастер-класс по финансовой грамотности для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по финансовой грамотности для дошкольников.
1. Вступление
Сегодняшнее выступление мне хочется начать со слов Яна Амоса Коменского: «Дети должны узнавать суть вещей для жизни, постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остаться слепыми для больших».
Публикация «Мастер-класс по финансовой грамотности для воспитателей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качество присущее настоящей личности.
Я часто слышу вопрос: «А нужна ли финансовая грамотность детям? Зачем им это?»
Я скажу: «Детям экономика нужна, она им интересна. Начинается она с простого вопроса ребенка «я хочу, а мама мне не покупает», «а почему не покупает?», «а почему говорит нет денег?»
И вот на занятиях финансовой грамотности дети начинают разбираться, что такое деньги, зачем они нужны, как их зарабатывают, куда они тратятся. Они знакомятся с новыми профессиями, узнают что такое реклама и зачем она нужна. Дети учатся планировать свои желания и рассматривать их с точки зрения «полезности». Ребята узнают, что «бюджет семьи» - совокупный доход мамы и папы, который распределяется сначала на необходимое, а «необходимым» оказалось не шоколадки и конфеты, а электричество, вода, отопление. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном, дети начинают понимать, что такое чужой труд, почему его следует уважать, что родители вкладывают много сил для благосостояния семьи.
наша основная задача - расширить экономический кругозор дошкольника, помочь дошкольнику в освоении финансовой грамотности, при этом не делая все за него, и вовлечь родителей в данный процесс. На первый план ставится формирование ответственности, бережливости, честности и взаимопомощи.
В процессе реализации работы по формированию основ финансовой грамотности дети посмотрели презентации : «история развития денег», «деньги других стран», «для чего нужны деньги», «профессии», «доходы и расходы семьи».
Посетили виртуальные экскурсии в продуктовый магазин, в банк, в музей денег.
Прочитано множество произведений, просмотрено мультфильмов, в которых говорится о значении труда как средстве зарабатывания денег, взаимосвязи потребностей и возможностей.
Были решены проблемные ситуации, например: «Хочу и надо».
Дети дискутировали на тему «Хорошо или плохо?» на предмет рекламы товара.
Провела с детьми беседы ( например: «Что такое деньги?», «Защитные знаки настоящих денег», «Потребности и желания»,»Что такое банк и откуда в нём деньги?»,
решаем проблемные ситуации ( например: «Можно ли ехать на отдых в другую страну с Российским рублями?»,»
играем в игры ( например: «Путешествие рубля», «Итересный обмен», «Доход –расход», «Найди в сказке экономику»,
играем в сюжетно-ролевые игры ( например: «Банк», «Пункт обмена валюты», «Банкомат», «Супермаркет», «Ярмарка», «Магазин»,
разучиваем пословицы и поговорки, просматриваем мультфильмы ( например: «Уроки тётушки Совы», «Фиксики», «Смешарики», «Утиные истории»,
отгадываем загадки, ребусы, рассматриваем коллекции монет, денег, читаем сказки, рассказы, где раскрываются финансовые отношения
Очень важным этапом по формированию основ финансовой грамотности было создание развивающей предметно-финансовой среды. В группе был создан уголок «Финансовый город», который я зонировала следующим образом:
«Информационная зона», куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, моделей товаров, услуг. А также в эту зону входит картотека дидактических игр, картотека сказок, раскраски…
«Занимательно- экономическая зона», в которой представлены рабочие тетради, дидактические игры, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы, лэпбуки и другое…
«Деятельностно- экономическая зона», наполняемая игрушками- предметами для организации экономических сюжетно- ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий.
Сюжетно-ролевые игры помогают сделать экономику понятной.
Так, играя в сюжетно-ролевые игры «Профессии», постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике.
Игра «Ярмарка» - хорошая игра для развития логических и коммуникативных навыков, дети раскладывают товар, классифицируют по общим признакам, учатся рекламировать свой товар, описывают его, что способствует развитию речи и обогащению словарного запаса. Тут же производится обмен валюты, демонстрация товара и снижение цен на некачественную продукцию.
Игра «Банк» - знакомит ребенка с банковской системой. Задача – открыть вклад, положить деньги на счет, снять деньги с карты… Дети узнают о значении кредитной карточки: карточки детям не игрушки и в случае потери могут попасть в руки мошенников. С помощью игры «Банк» дети наглядно, в доступной игровой форме учатся пользоваться деньгами, пластиковыми картами, изучают алгоритм действия с банкоматом, совершенствуют навыки счёта при помощи денег.
В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции. К сюжетно-ролевым играм экономической направленности вносится кассовый аппарат, готовятся чеки, карты, деньги. Для таких игр я изготовила специальную ширму, макет банкомата, также сшита униформа работников банка. С помощью игры дети наглядно, в доступной игровой форме учатся пользоваться деньгами, пластиковыми картами, изучают алгоритм действия с банкоматом, совершенствуют навыки счёта при помощи денег.
Весь материал в центрах финансовой грамотности периодически обновляется, меняется, дополняется.
А сейчас я представляю вашему вниманию часть материалов развивающей предметно-пространственной среды:
Для более наглядного раскрытия темы : «Откуда пришли деньги» мы создали мини-музей «Какие раньше были деньги В музее представлены предметы, которые служили в давние времена вместо денег. В уголке финансовой грамотности также представлены лэпбуки. В них собраны в кармашки дидактические игры, находится словарь экономических терминов… Лэпбуки на финансовые темы можно использовать не только на занятиях, но и для индивидуальной работы с детьми. Содержимое лэпбуков можно менять и пополнять.
В качестве средства формирования финансовой грамотности я использую также дидактические игры. Основная цель дидактических финансовых игр – это формирование и закрепление экономических знаний. В готовом виде дидактических игр по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста очень мало. Весь материал по дидактическим играм я искала и составляла сама. (Примеры дидактических игр)
Следующий этап моей работы - это работа с родителями.
Процесс формирования финансовой грамотности у дошкольников реализуется через различные формы его организации: загадки, пословицы, сказки, экономические задачи, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
2. Викторина
Для разминки предлагаю вам викторину.
Практически в любой сказке есть экономическая составляющая.
Проверим?
1. Героине какой сказки удалось за нетрудовую единицу совершить выгодную покупку к своему юбилею? (муха-цокотуха)
2. В какой сказке рыжая мошенница завладела чужой собственностью и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость (Заюшкина избушка)
3. Герой какой сказки наивно предполагал, что можно вырастить денежное дерево, посадив монеты в землю? (Буратино)
4. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок)
5. В какой сказке главная героиня совершила несколько обменов и в итоге поплатилась жизнью?
6. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка)
7. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие драгоценного металла? (Курочка Ряба)
8. Герой этой сказки с помощью рекламы помог помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах)
3. Профессии персонажей мультфильмов и сказок
Почтальон Печкин
Карабас-Барабас
Дядя Степа
Фрекенбок
Скрудж Макдак
Винтик и Шпунтик
Айболит
Старик из золотой рыбки
4. Следующая игра называется «Покажи без слов»
Перед вами карточки, выберите себе одну и не показывайте никому. Ваша задача – по очереди показать без слов представитель какой профессии изображен на вашей карточке. (Остальные участники отгадывают)
5. Притча
А теперь я хочу прочитать вам одну притчу:
Как-то раз один человек поздно вернулся домой с работы, как всегда уставший и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Папа, а сколько ты получаешь?
— Не твое дело, — возмутился отец.
— И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то 500. А что?
— Пап: — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я дал тебе денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь…
Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»
Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво. «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу не просил у меня денег». Когда он вошел в детскую, его сын был уже в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил он.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно, но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно, я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя заработать, купить – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило. Только здесь и сейчас… Обязательно находите время для своих детей и близких людей.
Уважаемые члены жюри, перед вами карточки, выберите, пожалуйста, по одной.
Можно посмотреть, что вы выбрали? Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту карточку? (участники объясняют свой выбор)
А теперь скажите: можете ли вы купить за деньги любовь, счастье, свободу, дружбу, здоровье, семью, мир на земле?
Согласитесь - все материальные ценности временны, а истинные духовные ценности остаются с нами и за деньги их не купишь.
Наша задача – прививать детям правильные, истинные ценности человечества. Чтоб деньги не являлись для них целью жизни, а воспринимались, как финансовый инструмент, с которым нужно правильно обращаться.
В это нелегкое время давайте ценить каждый миг жизни и постараемся проводить с нашими близкими людьми больше времени.
Пусть в каждом доме будет любовь, здоровье, счастье, успех….
Пусть будет за мир на земле