Лучший педагог года

Мастер-класс «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Валентина Виденеева
Мастер-класс «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс.

Тема: Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников.

Задачи: Дать определение песочной терапии.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию.

Публикация «Мастер-класс „Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

Теоретическая часть:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать о песочной терапии как эффективном методе развития речи детей дошкольного возраста.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Программные материалы стали сложнее, а желание детей учиться все меньше и меньше. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия. Песочная терапия – игра с песком как способ развития речи ребёнка.

Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»,

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку»,

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,

Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.

Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, я стараюсь сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Игры с песком я использую, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки, игрушки из киндер сюрприза. Таким образом, все лексические темы можно обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет.

Игры с песком разнообразны:

Обучающие игры- такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие: различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

познавательные игры - дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д. ;

проективные игры - откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры для подготовки руки к письму.

Игры с буквами. Дети пишут сначала пальцем, потом палочкой. «Графические диктанты»,

«Допиши букву»,

«Слепи букву»,

«Выложи букву»,

«Найди букву»,

«Слоговые дорожки».

Игры на развитие фонематического слуха:

Найди фигурки, в названии которых есть звук «С»;

Спрячь ручки;

Четвертый лишний;

Назови первый звук;

Начало, середина, конец;

Живая азбука;

Звуки на песке;

Игры на развитие словарного запаса и связной речи:

Нарисуй сказку;

Мой мир;

Игра-экскурсия «Прогулка по городу»;

Постановки сказок на песке «Колобок», «Теремок» и т. д.

Морское царство;

Ферма ;

Родные слова;

Дорисуй картинку и составь предложение и т. д.

Игры с песком являются очень эффективным и современным решением в работе воспитателя по работе воспитателя детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. У детей отмечается положительная динамика в процессе речевого развития. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении.

Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Ход мастер-класса:

(Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.)

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете – общая наша игра!

Занятие в песочнице, как и любое занятие, делится на три части:

1. Вводную (ритуал входа);(5-7 минут).

2. Основную; (10-15 минут)

3. Заключительную (ритуал выхода).( 5-7 минут)

Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства, где обсуждаются правила работы с песком. Вы видите это на экране.

Игра «Давайте познакомимся»

Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.

Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит,

что у не есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми.

Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в

кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на

другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям,

что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится

в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои

волшебные свойства.

Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если

случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться

им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать

историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно

домой).

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в

других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. Они

улетают, их трудно собрать.

3. В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой

дом).

4. Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.

5. Песочная фея любит когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с

песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Практическая часть:

Сегодня я предлагаю вам принять участие в мастер-классе по развитию речи по лексической теме «Домашние животные» .

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Погрузите свои пальцы в песок, а теперь возьмите песок в правую руку и посыпьте его на левую руку. А сейчас поменяйте работу рук. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность и снимает психо-физическое напряжение детей и закрепляются знания свойств песка. Разравняйте песок линеечками.

После проведения ритуала знакомства мы переходим к основной части. И вот здесь я ввожу сказочный персонаж - песочную фею, королеву и хозяйку песочной страны.

Воспитатель говорит от лица песочной феи.

-Когда я шла к вам услышала чьи-то голоса. Послушайте и подскажите мне чьи голоса я слышала. (Прослушивание аудиозаписи «Голоса домашних животных»)

-Чьи голоса вы слышали? (Коровы, лошади, собаки, петуха, кошки и т. д.)

-Это какие животные? (Домашние)

- А где живут домашние животные? (В деревне)

-Я, предлагаю вам и песочной фее, отправится в путешествие в деревню, чтобы поближе познакомится с домашними животными.

-Поставьте, пожалуйста, в песочницу средний и указательный палец правой руки, я буду произносить слова, а вы будете двигаться и рисовать дорожку в песочнице.

Едем, едем поутру

Везем в деревню детвору.

Малыши глядят в окошко

Светит солнышко на них.

(Рисуем указательным пальцем солнышко, а вокруг него лучики. Скажите мне какое солнышко)

-А теперь указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки рисуем травку снизу вверх, снизу вверх. Какая травка? Маленькая, мягкая, зеленая)

-А сейчас сожмите обе руки в кулачки и поставьте отпечатки, это будут у нас облака. Какие у нас облака? (Легкие, воздушные)

На этом этапе я ввожу персонаж, который благотворно влияет на детей и погружает их в сказочную атмосферу, уточняю знания детей по лексической теме, развиваю мелкую моторику, предлагая детям порисовать на песке, и проговаривать свои действия.

И вот мы с вами приехали в деревню. Посмотрите, здесь никого нет. Но тут лежит письмо, в нем сказано, что животные решили поиграть с нами в прятки. Мы поиграем с ними? Отыщем всех животных? (Да)

Игра «Найди домашних животных»

-Кот спрятался под деревом?

-Кто спрятался у домика?

-Кто спрятался около машины?

Кто спрятался возле забора?

(Отвечаем полным ответом)

Молодцы! Вы нашли всех животных! С помощью этой игры я формирую у детей ориентировку в пространстве и умение правильно употреблять предлоги в своей речи.

Следующая игра «Волшебные домики».

Я ставлю перед детьми задачу: для того, чтобы животные не разбегались давайте построим для них домики из волшебных камешков. Первый домик будет иметь форму круга, а второй домик – форму квадрата. (Двое участников строят круг, а двое других – квадрат)

Молодцы! Сейчас мы расселим в домики животных. В круглый домик мы поселим животных, название которых начинается на звук (с, а в квадратный домик – животных, название которых начинается на звук (к).

(Ответы участников)

-Молодцы! Вы помогли животным! Вы построили для них домики и расселили их. Таким образом, я решаю задачу по развитию у детей фонематического слуха.

- А сейчас Песочная фея хочет на память взять себе фотографии животных, чтобы в своей волшебной стране рассказать о них своим друзьям.

Поможем ей нарисовать фотографии животных, но рисовать мы будем не обычным способом, а цветным песком. Перед вами силуэты домашних животных, клей, кисточка и цветной песок. Вам нужно взять кисточку, окунуть ее в клей, намазать силуэт животного и посыпать этот силуэт цветным песком. Потом аккуратно стряхнуть песок в поднос. На рисунке останется только тот песок, который приклеился. Можно использовать песок разного цвета. Ушки выделить другим цветом, или хвостик. Приступаем к работе.

Игра «Фотография» - это очень хорошая игра, которая формирует щипковый захват, развивает внимание, учит детей действовать последовательно и добиваться определенного результата.

-Какие замечательные фотографии у вас получились. Песочная фея будет рада. Давайте подарим фотографии Песочной Фее.

И пришло время заключительному этапу нашего занятия. Нам пора возвращаться. Подойдите, пожалуйста, к песочнице. Проговаривают за воспитателем ритуальные слова:

В ладошки наши посмотри,

Мудрее стали ведь они.

Спасибо, добрый наш песок.

Ты, подрасти ведь нам помог.

Далее я подвожу итог занятия и инициирую детей на уборку в песочнице.

На этом наш мастер-класс подошел к концу. На протяжении всего мастер-класса я наблюдала за вами и мне показалось, что вам было интересно и вы с удовольствием включались в работу. Но это лишь мое мнение. Если вам было интересно, то прикрепите прищепку на желтый смайлик, если нет – на красный.

Спасибо вам большое. С вами было очень легко работать и я хочу на прощание подарить вам небольшие сюрпризы.

Для этого у нас есть песочница желаний.

- Сейчас вы будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным, обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждет в этом году. Пожалуйста, проходите.

Предметы в песочнице желаний:

1) Ракушка – путешествие.

2) Конфета – сладкая жизнь.

3) Ключик – узнаете тайну.

4) Монета – вас ждет денежная премия.

Понравились вам предсказание песка. Ну, а если понравились, значит, вы с ним подружились.

ЛИТЕРАТУРА

- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006.

- Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

- Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2010.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 21:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Виденеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД