Кюкеева Ирина
Мастер-класс «Патриотическое воспитание через потешки, пестушки, колыбельные»
▼ Скачать
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством и мы должны сделать их достоянием наших детей.
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт народа.
Публикация «Мастер-класс „Патриотическое воспитание через потешки, пестушки, колыбельные“» размещена в разделах
Я работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства. В настоящее время не многие взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную. Не многие дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, к сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении. Патриотическое воспитание результат длительный. Самых маленьких детей в первую очередь необходимо знакомить с малыми формами фольклора. Народные песенки, потешки, пестушки обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, а также через ознакомление с фольклором идет приобщение к истокам народной культуры.
Художественное слово стало моим главным помощником в совместной деятельности с детьми. Целью своей работы считаю: формирование у детей раннего возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с малыми формами фольклора.
Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.
Пестушка – происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.
Вот проснулись! Потянулись!
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Прибаутки – стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку
Мальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Предлагаю вам, небольшой Тренинг провести для педагогов
Правила игры:
Ответьте пожалуйста на мои вопросы,за правильные ответы я буду давать фишки.
Победит тот участник, кто наберет наибольшее количество баллов.
1 вопрос – Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».
Ответ: (при купании)
2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?
Ответ:(прибаутка)По кочкам,по кочкам,По маленькимлесочкам,
В ямку — бух!
3 вопрос – В каких моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?
Ответ: (в режимные моменты – одевание, кормление, купание, укладывание спать)
Например: при умывании : Водичка,водичка умой мое личико…или «Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо.»
«Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.» «Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.» во время еды.
4 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?
Ответ: (колыбельные)
Давайте вспомним колыбельные которые мы знаем…Спят усталые игрушки, книжки спят,
1)Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
2)Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит
Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детей значительно облегчает работу педагогов в проблеме разностороннего развития ребенка.
Фольклор - одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родному краю, культуре.