ирина ганенко
Мастер-класс «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности
1 слайд
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности».
Публикация «Мастер-класс „Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель: ознакомление педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем.
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам продуктивных видов деятельности.
3. Развивать творческую активность педагогов.
2 слайд
План:
1. Актуальность темы.
2. Игровой практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем».
3. Рефлексия.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
3 слайд
Педагог: У каждого человека понятие «родина» свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Человек, знающий и любящий свою Родину, не способен её предать.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование у дошкольников «первичных представлений о малой родине и Отечестве.
Таким образом, от педагогов требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма.
4 слайд
Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе и крае.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.
В работе по данному направлению можно использовать следующие технологии: здоровьесберегащие, проектно - исследовательские, личностно - ориентированные, игровые технологии, ИКТ и технология формирования продуктивных видов деятельности.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с методами и приёмами, которые мы применяем для знакомства дошкольников с родным селом и краем.
/Проводится мастер-класс, участвуют педагоги ДОУ/
5 слайд
«Тамбовский район. Гордимся. Живём. Создаём»
Педагог: Наш район просто невозможно не любить: ведь он древний и современный, растущий и развивающийся. А когда сам любишь свой район, хочется, чтобы его любили все, кто проживает в нашем районе, в том числе и подрастающее поколение - наши дети!
В Тамбовском районе 27 населённых пунктов. Сегодня, мы с вами, поближе познакомимся с некоторыми селами Тамбовского района.
Педагог: Я предлагаю вам несколько заданий, благодаря которым вы поближе познакомитесь с нашим районом. (фокус-группа 2 человека)
Педагог:
1. Сейчас, я предлагаю вам, используя «Необычный алфавит» разгадать зашифрованные села Тамбовского района
6 слайд
В этой игре буквы алфавита представлены эталонами различных форм и обозначений. Например: буква А- точка, М - тире и т. д.
7 слайд
- Вот так выглядит зашифрованное название одного из сел нашего района /Липовка/.
8 слайд
Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные села, приступайте!
Педагог: Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений.
9 слайд
Педагог: Предлагаю вам, выполнить своё творческое задание, которое связано с зашифрованным селом. (на каждой корзинке шифр)
Педагог: Как вы уже, наверное, догадались, в каждой корзине творческое задание. Вам его нужно выполнить, а затем презентовать село, которое вы представляете, объяснив при этом, как связано ваше задание с определенным селом, может быть ассоциативная связь будет только с названием села, может с каким-то объектом, который находится в селе.
Педагог: Пока наши участники выполняют задания, предлагаю вашиму вниманию несколько сел. Для того, чтобы наши труды не остались забыты, предлагаю использовать вот такой куб. На верхней грани - герб Тамбовского района.
1. Село «Тамбовка»
Предлагается картинка с изображением зерновых культур, 2 игрушечные грузовые машинки, соя и пшеница.
Задание: рассортировать предложенные сельскохозяйственные культуры.
Развивать ассоциативное мышление - в селе Тамбовка выращивают сельскохозяйственные злаковые культуры.
Картинка для грани куба- соя и пшеница.
2. Село «Раздольное»
Предлагается набор продуктов - колбаса, сыр, хлеб. Посуда (ножи, дощечки, одноразовые тарелки).
Задание: приготовить бутерброды из предложенных продуктов.
Развивать ассоциативное мышление - в селе Раздольное производят данные продукты питания.
Картинка для грани куба- бутерброд.
3. Село «Лермонтовка»
Предлагается портрет М. Ю. Лермонтова, листы, фломастеры, ручки и листок со словами - село, мило, родное, дорогое.
Задание: сделать открытку и сочинить из предложенных слов четверостишие.
Развивать ассоциативное мышление - фамилия поэта созвучна с названием села.
Картинка для грани куба- картинка с изображением писателя.
Творческие задания (фокус-группа) :
1. Село «Садовое»
Предлагается картинка фруктового сада, макеты деревьев и пластилин.
Задание: из пластилина сделать фрукты и разместить их на деревьях.
Развивать ассоциативное мышление - фрукты, фруктовые деревья - это сад, соответственно, село Садовое. Ассоциация связана только с названием села.
Картинка для грани куба- картинка сада.
2. Село «Муравьевка»
Предлагается картинка журавля, бумага для оригами.
Задание: сделать оригами «Журавль».
Развивать ассоциативное мышление - в селе Муравьевка находиться Муравьевский парк.
Картинка для грани куба- картинка журавля.
Педагог: Такие задания дети с удовольствием выполнят, такая деятельность не только помогает закреплять знания о родном районе, но и позволяет видеть мир во всем его многообразии, многоцветии, многогранности. Такие задания для дошкольников помогают развивать логическое мышление, мелкую моторику, речевую активность, создают предпосылки развития инженерного мышления.
20 слайд
Педагог: А сейчас я предлагаю вам посмотреть на результаты наших трудов. За такой небольшой промежуток времени, мы с вами создали столько продуктов, которыми славиться наш район, но самое главное, что это сделали мы, люди. И благодаря, сделанному нами кубу, мы всегда можем вспомнить некоторые села Тамбовского района, и то чем они славятся, а можно и придумать сказочные истории про путешествия по этим местам (Сторителлинг)
«Люди гордятся районом, район гордится людьми»
21 слайд
Педагог: Давайте встанем в круг
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Много районов у нас красивых,
Их названий и не перечесть.
Только всех милее мне в России
Тамбовский район - спасибо, что ты есть.
Педагог: Я надеюсь, что предложенные мной технологии - технологии продуктивных видов деятельности, творческие и игровые технологии по знакомству детей с родным краем помогут вам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего района, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Спасибо вам за общение!