Людмила Храпылинa
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте и активизации словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Особенности организации НОД с детьми ОНР по активизации словарного запаса»
Подготовила:
учитель – логопед
ГБОУ СОШ № 6
СПДС «Иволга»
Храпылина Л. П.
Жигулевск
2014г.
Цель: развитие коммуникативных способностей детей.
Задачи:
1. Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.
2. Активизировать словарный запас детей.
3. Познакомить со структурой развития речи (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте и активизации словаря» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
4. Закрепить навыки анализа и синтеза (звуков, слогов, слов, предложений).
5. Развивать связную речь детей.
6. Развивать мелкую моторику рук.
7. Совершенствовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация)
8. Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.
Оборудование.
1. карточки настроения.
2. пособие «Развитие речи».
3. 2 подснежника, один из подснежников разделен на части (корень, стебель, листья, цветок, семена).
4. снежинки с символами звуков (слогов, слов, предложений, текстов).
5. картины: «Зимние развлечения».
6. подснежники на каждого ребенка.
7. символы звуков (слогов, слов, предложений, текстов).
Организационный момент. Психогимнастика
Логопед. Ребята, с утра у меня настроение изменялось несколько раз. А вот как это происходило, я изобразила на карточках.
На столе у логопеда карточки, на которых изображены разные чувства: удивление, огорчение, испуг, страх, злость, радость.
Сейчас по очереди вы будете выходить, брать со стола карточку и, не показывая остальным, изображать это настроение, а остальные отгадывать и называть это настроение. Готовы? Тогда начнем.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы, ребята, точно изобразили все моменты моего настроения. Теперь посмотрите на меня и скажите, какое сейчас мое настроение? (радостное) Правильно, я испытываю чувство радости. И сейчас я хочу поделиться с вами своей радостью.
Встаньте в круг. Протяните руки в стороны ладонями вверх. Я передам вам свое настроение, поделюсь с вами со своей радостью и теплом, а вы поделитесь со своими соседями.
Дети передают настроение до тех пор, пока не получится замкнутый круг.
Дыхательная гимнастика.
Логопед. Посмотрите, какой большой круг радостного настроения у нас с вами получился. Вдохните это чувство, и пусть оно будет у вас всегда.
Теперь с этим настроением пройдите к столам.
На фланелеграфе изображение подснежника, выглядывающего из-под снега с ярко выраженными частями: корень, стебель, лист, цветок, семена.
Логопед. Ребята, нашим теплом мы растопили снег. Посмотрите, какой подснежник появился на полянке.
- Без чего не может расти любое растение? (без корня)
- Что пробивается у растения из-под земли? (стебель)
- Что сначала появляется на стебле растения? (листья)
- Что потом распускается на стебле? (цветок)
- Что появляется, на месте отцветшего цветка растения? (семена)
Логопед. Грустно нашему подснежнику одному на этой поляне. Давайте попробуем своим теплом разбудить еще один подснежник на полянке.
Дидактическая игра «Пробуди подснежник»
Дети собирают подснежник из частей, выкладывая их в последовательности их естественного процесса развития: корень, стебель, листья, цветок, семена.
Логопед. Логопед выкладывает символ почвы на фланелеграф.
- Укрепите корень в земле, называя последовательность развития подснежника.
(Сначала развивается корневая система)
Аналогично со всеми частями: стебель, листья, цветок, семена.
Ребенок выполняет задание логопеда.
Логопед. Так развивается не только подснежник, но и любое другое растение.
Подобно растению развивается наша речь. Сначала, когда человек еще очень-очень маленький, он произносит лишь отдельные звуки языка (Логопед выкладывает рядом с корнем – символ звука) – они напоминают корни растения, из которых постепенно рождается наша речь.
Затем в его речи появляются слоги (Логопед выкладывает рядом со стеблем – символ слога) : па-па-па, ба-ба-ба и т. д. – они похожи на стебли, пробивающиеся из-под земли.
Слоги помогают появлению слов (Логопед выкладывает рядом с листочком – символ слова) : баба, мама, дай и т. д. – они подобны листьям растения, которые держатся на стеблях.
Научившись понимать значения слов, произносить их, человек начинает строить из них предложения. (Логопед выкладывает рядом с цветком – символ предложения) Например. На полянке расцвел нежный подснежник. Предложения похожи на распустившиеся цветы.
И, наконец, объединяя предложения по смыслу, строится текст. (Логопед выкладывает рядом с плодом – символ текста) Это рассказы, стихи, загадки, сказки и т. д. Они – плоды нашей развитой речи.
Детям раздаются карточки с изображением частей растений: корень, стебель, листья, цветы, семена. Ребенок берет карточку и называет то речевое понятие, которое ему соответствует. Например, если он берет корень, то называет звук; если берет цветок - называет предложение и т. д.
Логопед. У вас на столе карточки с изображением частей растений. Что вы произнесете, если на карточке корень (стебель, лист, цветок, семена? (Звук (слог, слово, предложение, текст).)
Игра «Что наделала зима?»
Логопед : Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).
Но где же снежинки?
В ладошке вода. (На вопрос сжать кулаки, на ответ- разжать.)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи. (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)
Дидактическая игра : «Снежная горка»
Логопед. Пока мы с вами играли, подснежники припорошил снежок. Это зима проказничает, чтобы ее не забывали. Посмотрите, сколько снежинок на ваших столах. Давайте построим снежную горку, горку можно построить из чего угодно, даже из слов.
- Хотите построить горку из слов? Мы будем придумывать, называть слова и ставить свою «снежинку-слово» на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится.
а) Начнем:
Зима (какая)
Снежная
Суровая
морозная весёлая
холодная
вьюжная
Снег (какой)
пушистый
белый
холодный лёгкий
мягкий
липкий мокрый
искристый
серебристый
Снег (что делает)
Идет
Тает
Кружится
Летает, сверкает, скрипит, ложится, вьется, падает.
Настроение (какое)
весёлое
радостное новогоднее
хорошее прекрасное
шаловливое
Логопед. Молодцы, ребята! Присядьте на свои места. Посмотрите, какие необычные снежные облака прилетела к нам.
На снежных облаках изображены тексты с символическими изображениями предложений.
Дидактическая игра «Шифровальщики»
- Что изображено на снежных облаках? (Схемы)
- составьте текст по схемам.
Текст логопед предлагает составить по картинам: «Зимние развлечения»
(2 рассказа).
А помогут вам картинки.
Рассмотрите внимательно картину,
Какое время года изображено на картине?
Кто изображен на картине?
Где гуляют дети?
Чем дети заняты в ясный зимний день (Кого подкармливают дети)
Какое настроение у детей?
Логопед. Совсем мы с вами разыгрались и не заметили, как быстро пролетело время. Нам пора прощаться. На память о сегодняшней встрече я дарю вам картинки. Найдите одинаковых снеговиков и раскрасьте их в группе. Пусть они напомнят вам о нашей удивительно красивой речи.
Литература.
1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
3. Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».
4. М. И. Чистякова «Психогимнастика».