Получи документы

Мастер-класс «Организация работы по формированию и развитию звуковой культуры речи в ДОУ»

Ирина Цыгановская
Мастер-класс «Организация работы по формированию и развитию звуковой культуры речи в ДОУ»

Мастер-класс

«Организация работы по формированию и

развитию звуковой культуры речи в ДОУ»

Категория участников: воспитатели дошкольных групп.

Разработчик : учитель-логопед Цыгановская И. В.

Цель: повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Организация работы по формированию и развитию звуковой культуры речи в ДОУ“» размещена в разделах

уточнить и систематизировать знания и задачи педагогов о речевом развитии детей в соответствии с ФГОС ДО;

раскрыть методику работы по звуковой культуре речи детей;

развивать педагогическое мастерство;

воспитывать культуру общения.

Материал и оборудование: презентация, выставка литературы и различных игр и пособий, картинки к играм, картинки чистоговорок, запись спокойной музыки для медитации.

Педагоги размещаются группами по шесть человек за столами. Игры проводятся со всеми педагогами и по очереди с каждой группой педагогов.

Ход мастер-класса

Логопед: Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Организация работы по формированию и развитию звуковой культуры речи в ДОУ».

Игра «Вопрос-ответ»

1. Пощелкайте пальчиками те, кто заинтересован в том, чтобы дети вашей группы говорили правильно… Очень приятно видеть внимательных, заботливых педагогов.

2. Сделайте «фонарики» те, кто считает, что ваши дети со временем сами научатся говорить чисто, внятно, правильно… Конечно, помощь взрослых детям нужна.

3. Погладьте брови те, кто испытывает трудности в планировании и проведении работы по ЗКР.

4. Похлопайте в ладоши те, кому тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как правильно построить работу по ЗКР в своей группе.

Ваши ответы показали, что тема ЗКР актуальна и значима.

Логопед: «Воспитание звуковой культуры речи - многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, «Речепроизношение»)

Она предполагает:

- развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;

- обучение правильному звукопроизношению, воспитание орфоэпической правильности речи;

- овладение средствами звуковой выразительности речи, (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

-выработку четкой дикции.

Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности речи с учётом задач и условий общения.

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладевание четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам)

Логопед: Нарушения звуковой культуры речи могут повлечь за собой целый ряд нарушений: задержка формирования звукового, слогового анализа слов; обеднение словаря; нарушение грамматического строя

Логопед: Воспитателю очень важно воспитателю знать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом. Мы для Вас подготовили памятки: «Нормы развития ЗКР» по Максакову. (Приложение 1)

Логопед: Давайте проанализируем, есть ли в Ваших группах дети, у которых в 3-5 лет звуковая сторона речи усвоена не в норме? Вижу, что есть. Много ли таких детей в группе? А почему? (рассуждения педагогов)

Логопед: Конечно, это и слабое здоровье (последствия поражения центральной нервной системы в анамнезе, в следствии чего недостаточно развит артикуляционный аппарат, речевое дыхание, фонематическое восприятие, и отсутствие речевого образца со стороны взрослых.

Логопед: Как же правильно построить работу по звуковой культуре речи в разных возрастных группах?

Логопед: Для правильного и эффективного педагогического воздействия педагогам необходимо:

• знать возрастные особенности звукопроизношения детей,

• определять задачи,

• создавать условия,

• уметь планировать ОД по ЗКР.

Логопед: В процессе воспитания у детей ЗКР в детском саду педагог решает задачи (общие для всех групп)

1. Формирование у детей правильного звукопроизношения;

2. Четкого и ясного произношения слов в соответствии с языковыми нормами;

3. Развитие голосового и речевого аппарата (умение регулировать громкость слов и фраз,

4. Выработки умеренного темпа речи;

5. Формирование правильного речевого дыхания;

6. Формирование навыков умелого использования инонациональных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.);

7. Развитие слухового внимания и речевого слуха, (слайд 5)

Логопед: Реализация задач формирования ЗКР осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата и речевого дыхания)

1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты).

Логопед: Полная реализация задач по ЗКР в каждой возрастной группе позволит развивать у детей не только правильное звукопроизношение, но и предупреждает возникновение речевой патологии. Разберем формы работы по каждому из этих направлений.

Развитие речедвигательного аппарата

Логопед: Гимнастика для рук и ног дело привычное и знакомое. Понятно ведь, что мы тренируем мышцы для того, чтобы они стали сильными и подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей».

Оказывается, язык - это главная мышца органов речи, и для него, как для любой другой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленные движения, которые называются звукопроизношением. Мы, взрослые, не задумываемся где находится язык в данный момент (за нижними или за верхними зубами) : у нас артикуляция - автоматизированный навык. А ребёнку необходимо через зрительное восприятие, через ощущения обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Логопед: Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. (слайд 7)

Перед Вами определение, которое дается в словаре. Проще - это система упражнений для речевых органов.

Логопед: Надо ли заниматься артикуляционной гимнастикой? Безусловно!

Хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит:

- некоторым детям самим научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.

- детям со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолеть речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут подготовлены.

- детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» научиться чётко выделять звуки при обучении письму на начальном этапе.

Таким образом, регулярные занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и взрослым и детям - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, как и любой другой, строится по определенным правилам. Обратите внимание на памятки «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» (Приложение 2)

Практическая часть по артикуляционной гимнастике (со всеми педагогами)

«Сказка о веселом Язычке»

Логопед: «Жил да был весёлый Язычок. Проснулся он рано утром, открыл окошко

(«Окошко» широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами, потянулся («иголочка» - узкий кончик языка высунуть изо рта не касаясь им губ, посмотрел налево, направо («часики» - тянуться кончиком языка попеременно то к левому уголку рта, то к правому, вниз – вверх («качели» - поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю).Закрыл окошко («заборчик» - улыбнуться обнажив нижние и верхние зубы). Улыбнулся («улыбочка» - растянуть губы в улыбке, зубы не видны) и пошел чистить зубы («чистим зубки» - кончиком языка почистить верхние и нижние зубы, двигая языком вправо – влево). Расчесался («расческа» - протаскивать язычок между зубками вперед – назад). Пошел Язычок на кухню, замесил тесто («месим тесто» - пошлепать по языку губами: пя-пя-пя; постучать зубами: та-та-та) и приготовил вкусные блинчики

(«блинчик» - положить широкий язык на нижнюю губу на улыбке и удерживать несколько секунд) и позавтракал блинчиками с вкусным вареньем («вкусное варенье» - облизываем язычком на улыбке верхнюю и нижнюю губу).

Командам раздаются комплексы артикуляционной гимнастики.

Первая команда выполняет упражнения на свистящие звуки

Вторая команда выполняет упражнения на шипящие звуки

Третья команда выполняет упражнения на сонорные звуки

Логопед: Мы с вами разобрали особенности работы по развитию речедвигательного аппарата.

Речевое дыхание

Логопед: Формирование произносительной стороны речи неразрывно связано с развитие речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения игр по развитию дыхания необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется : длительный выдох, направленный выдох, сильный выдох.

Практическая часть по речевому дыханию

Первая команда выполняет дыхательное упражнение на свистящие звуки :

«Сдуй снежинку» Улыбнись, немного высунь язык и положи широкий язык на нижнюю губу. Сделай вдох и, как бы произнося долгий звук [Ф-Ф-Ф], сдуй «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори несколько раз, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на все большее расстояние.

Вторая команда выполняет: дыхательное упражнение на шипящие звуки :

«Фокус» Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок, положи маленький кусочек ватки на кончик носа, сделай вдох через нос, сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Третья команда выполняет: дыхательное упражнение на сонорные звуки :

«Ураган». Возьми стакан с водой и трубочку для питья жидкостей, вдохни воздух носом, выдыхай ртом в трубочку, опущенную в воду. На поверхности воды появляется бурление.

Логопед: Молодцы!

Логопед: И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. Сядьте удобно, закройте глаза. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Проведите ладонями по голове, телу и впитайте в себя всю полезную информацию… А сейчас давайте хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Организация работы по формированию и развитию звуковой культуры речи в ДОУ»
Опубликовано: 12 июня 2024 в 18:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Организация работы по формированию и развитию звуковой культуры речи в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Цыгановская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД