Екатерина Мартынова
Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
• Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
• Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Повысить уровень мастерства педагогов.
• Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Теоритическая часть:
Добрый день, уважаемые коллеги. Представлю вам мастер-класс :
«Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками».
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Познавательно-исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, которая позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Мой мастер-класс будет посвящен экспериментам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.
Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому эксперименты на занятиях проводить просто необходимо, это вызовет у них любопытство и интерес к учебной деятельности. Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей, поэтому нужно помнить несколько важных советов которые вы видите на слайде.
Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним, какие навыки развивает исследовательская деятельность?
В процессе исследовательской деятельности у детей, развивается:
• Любознательность
• Наблюдательность
• Инициативность
• Активность
• Эмоциональность
• Настойчивость
• Общительность
• Аккуратность
• Усидчивость
• Расширение кругозора
Практическая часть:
Итак приступаем к путешествию. Первый наш эксперимент называется «Пластилиновые секреты». Нам понадобится: два стакана, вода, газированная вода, пластилин
Опыт №1.
Проведение:
Для этого слепить из пластилина шарик и опустите его в воду. Что же произошло? Шарик утонул, Какой мы с вами сделаем вывод вывод? Так как шарик плотный, тяжёлый и в нём нет воздуха, поэтому он утонул.
Для проведения второго опыта нам потребуются емкость с газированной водой
При проведении этого опыта нам предстоит узнать тонет или не тонет пластилин в газированной воде. И от чего это зависит.
Сейчас мы повторим первый опыт, только вместо питьевой воды пластилиновый шарик поместим в газированную воду. Что происходит? А произошло волшебство, наш шарик не утонул. А почему наш шарик плавает?
А все очень просто. Пузырьки газа (воздуха) лёгкие, они облепили пластилин и подняли на поверхность воды.
Опыт № 2
Второй наш эксперимент связан с яйцом и называется «Волшебное яйцо».
Нам понадобится: яйца и 2 емкости с водой (один стакан с простой водой, а во втором стакане- соленая вода).
Проведение: Осторожно опускаем яйцо в 1 емкость, что мы видим? Конечно же наше яйцо утонуло. Осторожно опускаем второе яйцо во вторую емкость и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? Яйцо не тонет.
И из этого мы можем вместе с детьми сделать вывод:
Солёная вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.
Опыт № 3
Отправляемся дальше в наше необычное путешествие.
Нам понадобится: воздушный шар, цедра апельсина.
Интересно, а что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит.
Проведение: Выжимаем цедру апельсина над шариком и ждем, что же произойдет Конечно же воздушный шарик лопнет, лишь только сок с цедры попадет на него.
Из данного эксперемента можно сделать вывод:
Сок который мы выдавливаем из апельсина содержит особое вещество — лимонен. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
Уважаемы коллеги! Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.