Получи документы

Мастер-класс «Оформление и хранение передового педагогического опыта в ДОУ»

Елена Лойко
Мастер-класс «Оформление и хранение передового педагогического опыта в ДОУ»

Притча об учителе и учениках

Учитель принес сундук и сказал ученика:

-Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

- Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

Публикация «Мастер-класс „Оформление и хранение передового педагогического опыта в ДОУ“» размещена в разделах

- Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы можете открыть это клад.

Кладом для педагогов-дошкольников является высокая профессиональная компетентность.

Слайд 3

Сила яркого педагога, как артиста или писателя, – не в подражании, а в нахождении своего творческого «Я», в формировании исследовательского подхода к педагогической деятельности и анализу педагогического опыта (ПО). ПО – это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности.

М. Н. Скаткин, например, считает, что ПО в «широком смысле» – это такое мастерство педагога, которое даёт высокие результаты в обучении и воспитании детей, в подготовке и развитии самого педагога. ПО в «узком смысле» означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории и практики, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному.

Слайд 4

Передовым педагогическим опытом (ППО) общепринято считать такой опыт педагогов, работников образования и образовательных учреждений (ОУ) в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся и оптимальной организации педагогического процесса. Повышение уровня воспитательно-образовательной работы с детьми во многом зависит от стремления всех педагогов овладеть опытом лучших воспитателей. Поэтому основная задача администрации ДОУ – видеть все передовое и делать его достоянием каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом. Изучение лучшего опыта работы педагогов, анализ его и внедрение в практику являются основой методической работы ДОУ. Успех работы всего коллектива зависит от успехов и неудач каждого педагога, поэтому старший воспитатель каждого ДОУ должен хорошо знать особенности работы во всех группах. Опыт лучших педагогов нужно делать достоянием всех.

Слайд 5

Роль старшего воспитателя в обобщении опыта очень велика, т. к. именно он должен увидеть этот передовой опыт в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами достигаются хорошие результаты. Важную роль играет подготовка педагогов к обобщению и трансляции опыта работы, нужно научить их самостоятельности в разработке, демонстрации передового педагогического опыта.

Слайд 6

Опыт могут представить заведующий, старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ. Хорошо, если обобщался опыт двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе, опыт совместной работы с семьей. Может быть обобщен и опыт работы всего детского сада по работе в каком-либо направлении.

Слайд 7

Для того чтобы руководитель оказал эффективную помощь педагогам, ему необходимо знать, какой же опыт квалифицируется как передовой? Что же следует называть передовым педагогическим опытом?

Передовым можно считать, такой опыт, который, являясь результатом поиска, открывает новые педагогические возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых методов и приемов воспитательно-образовательной работы.

В широком смысле слова – это высокое мастерство педагога, такая практика, которая дает высокий педагогический результат.

В более узком смысле опыт – это такая практика, которая содержит, элементы поиска, новизны, оригинальности, то что, иначе называют новаторством. Поэтому новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО.

Слайд 8

I. Выявление педагогического опыта

Методы выявления:

1. Анализ результатов мониторинга освоения ООП и интегративных качеств воспитанников (высокие количественные и качественные результаты).

2. Просмотр ОД (посещая НОД, совместную деятельность заведующие, старшие воспитатели ДОУ отмечают то положительное, что присуще педагогу, замечают и выделяют особый стиль в работе, который обеспечивает успех)

3. Оперативный и тематический контроль

4. Конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары.

5. Анализ анкет педагогов.

6. Работа над темой по самообразованию, новой проблемой.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений – этим достижением может стать обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме).

Слайд 9

II. Изучение педагогического опыта.

Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

•целостная система педагогической деятельности;

•система работы педагога по какой-либо одной проблеме;

•использование одного эффективного приема;

опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий.

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди» : метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Слайд 10

Изучение опыта – это системное наблюдение за работой педагога со стороны руководителя и старшего воспитателя, анализ его опыта, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт.

Методы изучения:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3. Анализ: то есть выделение составляющих элементов в конкретном опыте, их педагогическая эффективность и взаимосвязь.

Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.

• Содержание развития воспитанника. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание развития, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

• Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания развития, уровню подготовленности детей, индивидуальным особенностям детей и т. д.

• Деятельность детей. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).

• Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания развития детей подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.

• Внешние условия (в которых происходит развитие воспитанников). При анализе и оценке следует обратить внимание нате условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов в развитии.

• Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

Слайд 11

III. Обобщение педагогического опыта. Его описание, формы, уровни (практический, научный, методический).

Основные виды обобщения педагогического опыта : показ, рассказ и описание. Описание присутствует прямо или косвенно в других двух видах. Так, при организации показа педагогического опыта (открытое занятие, видеофильм) сначала создается текст, чтобы ввести в «педагогическую кухню» слушателей. Поэтому любой опыт требует описания.

Слайд 12

Приступая к описанию педагогического опыта рекомендовано придерживаться следующих требований:

• Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.

• Конкретность: краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.

• Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.

•Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.

Жанр документа по обобщению опыта зависит от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, технология (система пед. действий- содержание, приемы, методы и т. п., характеристики условий развития опыта, основных принципов работы педагога, анализа результативности работы диагностика, подготовки методических разработок и рекомендаций).

Научный - включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

1. Практический, формы обобщения: открытый показ, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.

Слайд 13

IY. Распространение педагогического опыта.

Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский и т. д.

Методы распространения:

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала

- Коллективный просмотр;

- Школа передового опыта (ШПО, которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу).

- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

Слайд 14

Практическая работа

(соотнести формы распространения опыта, соотнесение уровней и формы обобщения)

Устная:

1. Выступление перед педагогическим коллективом на

педагогическом совете

2. Заседания МО, научно-практические конференции.

3. Педагогические консультации

4. Творческие отчеты

Практическая

1. Открытые занятия

2. Методическая панорама

3. Конкурсы профессионального мастерства

4. Проведение семинарских занятий и мастер-классов,

5. Творческая лаборатория (тренинги и практические занятия)

6. Педагогические мастерские.

7. Апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств новаторского типа.

Печатная

1. Фестивали педагогического творчества

2. Издательская деятельность

3. Публикация в специализированных изданиях, статьи в методические журналы

4. Сборники, буклеты

5. Выступления в СМИ

6. Размещение материалов на образовательных и личных Интернет-сайтах

7. Дистанционные сетевые семинары.

Наглядная

1. Выставки из опыта работы

2. Стендовые доклады с материалами обобщенного опыта

3. Справка-описание опыта,

4. Конспекты занятий

5. Книжки-раскладушки удобные для использования на педагогических чтениях, конференциях

6. Картотека приемов педагогической техники.

Слайд 15

Y. Внедрение передового педагогического опыта работы.

Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО – это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Главное для успешного внедрения ППО – это умение руководителя, старшего воспитателя заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.

Слайд 16

Практическая часть (Синквейн)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Трансляция передового опыта педагогов и Устав учреждения Уважаемые МААМовцы, сегодня Вашему вниманию представляю материал по трансляции передового опыта педагогов и изучение Устава учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Оформление и хранение передового педагогического опыта в ДОУ»
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 18:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Оформление и хранение передового педагогического опыта в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лойко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД