Жанна Анисимова
Мастер-класс «Обучение эвенкийскому фольклору»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Сардана»
МО «Алданский район» РС (Я)
Мастер-класс :
«Обучение эвенкийскому фольклору»
Разработала:
музыкальный руководитель
1 категории
Анисимова Жанна Андреевна
Хатыстыр, 2020
Мастер-класс по теме : «Обучение эвенкийскому фольклору»
Ход мастер-класса
Организационный момент (5 мин.)
Публикация «Мастер-класс „Обучение эвенкийскому фольклору“» размещена в разделах
- Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Жанна Андреевна музыкальный руководитель детского сада «Сардана». Свою образовательную работу планирую в соответствии с основной образовательной программой учреждения, а также парциальной программой «Тосхол» и «Союз трех культур».
Актуальность: в современной дошкольной педагогике на первый план выходят задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без поиска эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной народной культуре. Одним из средств приобщения к эвенкийской культуре является изучение и использование в воспитании музыкальной культуры народных жанров:
• Песенное творчество;
• Нимнгакан;
• Народные игры;
• Народные костюмы;
• Хороводы;
С работой по данному направлению я хочу сегодня вас познакомить, показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе с детьми.
Цель: показать методы и приемы работы с жанрами эвенкийского фольклора.
Задачи:
• Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, приемов и форм педагогической деятельности;
• Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
• Обобщение идеи и опыта воспитания и музыкального развития в работе дошкольниками в процессе приобщения к эвенкийской культуре;
Давлавун (Песенное творчество)
Ознакомление с эвенкийским фольклором невозможно представить без песенного творчества. При разучивании песен на эвенкийском языке я использую мнемотехнику, которая помогает мне донести смысл текста песни до детей, не владеющих родным эвенкийским языком. «Олломимни икэн» (Песня рыбака, «Ненне эмэрэн» (Весна пришла, «Аминми орово иргичимни» (Мой отец оленевод, «Гудей дуннэ» (Красивая земля, «Эникэн Алдан» (Матушка Алдан).
Нимнгакан (Эвенкийский эпос)
Одним из жанров народного фольклора являются эпосы – нимнгаканы. Эвенкийские героические сказания вобрали в себя многие фольклорные жанры : мифы, легенды, обрядовые благопожелания, заклинания и т. д. Эвенкийский эпос воспевает слияние человека с природой, их единства, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых (корнях) человека бытия. Исполнение героического эпоса было своеобразным театром одного актера. Эвенкийские сказания – самобытные эпические произведения, вершинные образы устного народного творчества небольшого таежного народа. В районном конкурсе «Золотая сказка» выступили с нимнгаканом «Храбрый Содани богатырь».
Илэлды эвин (Народные игры)
Игры испокон веков являются неотъемлемой частью воспитания любого народа. Бережно храня живое наследие предков, эвенкийский народ вносит в него новое содержание, и сейчас воссоздают сказки, песни, игры. Через танец и игру дети познают мир танца, где раскрывают свою эмоциональную сторону, учатся общению, взаимопониманию и доверию. «Бака-ми тэри» (Найди пару, «Бака-ми мэнниви овун» (Найди свой инструмент, «Орор-да иргичимни» (Олени и волк).
Илэлды костюм (Народный костюм)
Костюм означает одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Национальный костюм отражает индивидуальность народа, нации и характеризует её культуру, является предметом национальной гордости. Особенно большое значение имеет костюм для получения информации о том периоде, истории, когда не было еще письменности и до наших дней не дошли сведения об этом периоде. Национальные костюмы мы используем при показе мод, сказок, нимнгаканов.
Хоровод
Несмотря на внешнюю простоту народных хороводов значение их сложно переоценить. Общие хороводные движения под музыку помогают создавать хорошее настроение, способствуют развитию двигательной активности, учат координировать и выполнять слаженные движения, снижают импульсивность. Рисунки движений хоровода теснейшим образом связаны с магической символикой, обладающей целительными свойствами, с вековыми идеалами поведения, осанки, мимики. Основной композицией в хороводе служит круг – символ солнца.
Для обучения хороводов я применила ИКТ. Показ движений и разъяснение на эвенкийском языке. Учим свободно ходить хороводным шагом синхронно повторять движения и пение.
Огромное значение в реализации проекта послужило взаимодействие с родителями. Они первые помощники, и первые зрители, и первые критики. Их мнение очень важно для меня. Благодаря им у нас появились костюмы к танцам, музыкальные инструменты. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору.
Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни эвенков. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Методическая литература.
1. Песни на стихи авторов малочисленных народов Севера. – Якутск, 1994г
2. Эвенкийские песни. / Ин-т проблем малочислен. народов Севера СО РАН; - Якутск, 2005
3. Музыкально-методическое пособие Эвэдыл давлавур, Изд-во писателей Наран, 1997