Татьяна Соляная
Мастер-класс по обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Своё выступление мне хочется начать с высказывания:
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Цель: Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр.
Публикация «Мастер-класс по обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
- познакомить педагогов с опытом работы по использованию игровых технологий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста;
- обучить участников мастер - класса основным методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе ;
- создать атмосферу сотрудничества через использование различных техник рефлексии.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс. Применение игр помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.
Изучив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:
I. Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей.
Образовательную деятельность я начинаю с сюрпризных моментов. Вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания.
II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Например: путешествие в сказочную страну, путешествие в зимний лес, полет в космос. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость.
Уважаемые педагоги, сегодня я Вам предлагаю немного поиграть.
-Посмотрите у меня посылка от черепахи Тортиллы. Она пригласила сказочных героев к себе на День рождения. Но Дуремар-продавец лечебных пиявок, запутал все пути-дорожки. Надо выполнить все задания. Я смогу открыть посылку только с вашей помощью.
Я приглашаю вас коллеги мне помочь, мне нужно 6 человек. Возьмите по 1 волшебному камешку. У кого красный садятся за стол, где лежат красные камешки, у кого голубой - за стол с голубыми камешками. Тем самым вы поделились на две команды.
Слайд
Итак, мы сможем отрыть волшебную посылку, выполнив 1-е задание «Слоговые домики».
Цель: Развитие умения определять слоговую структуру слова.
На картинках сказочные герои: Гном, Незнайка, Буратино, Мальвина, Дюймовочка, Фунтик, Карлсон, Кот в сапогах.
Гостей нужно поселить в домики. Определите количество слогов в каждом слове и «поселите» героя в нужный домик.
1, 2, 3, 4, 5, пора соревнование начинать.
Пока участники готовятся, у меня для вас коллеги тоже есть игра.
Начнем с чистоговорок «Закончи строчку».
Ра-ра-ра-начинается (игра).
Ру-ру-ру-очень любим мы (игру).
Ры-ры-ры-жить не можем без (игры).
Послушайте стихи и добавьте подходящие по смыслу слова.
Заслоняет слон окно,
Стало в комнате… (темно).
Мы от страха все притихли:
На арену вышли. (тигры).
Чтобы было где писать,
В школе нам нужна. (тетрадь).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь. (тишина).
Ответы участников мастер-класса.
III. Использование наглядного занимательного материала.
Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 2-е задание
1 команда –задание «Паровоз»
Цель: Определение позиции звуков в слове.
- размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.
2 команда - задание «Веселые путешественники».
Цель: дифференциация звуков Д-Т.
-картинки, содержащие в названиях звуки Д-Т, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Д, а в автобус – со звуком Т. Затем рассказать какие животные едут в машине, а какие в автобусе.
А для вас коллеги новая игра, что бы вы не скучали.
Игра «Подбери родственное слово к слову «игра» перекидываем мяч.
(Однокоренными словами (то есть слова с корнем "ИГР")
со словом "Игра" являются такие слова:
игровой,
проигрыш,
игрушка,
игральные,
играть,
игрок,
сыграть,
выигрыш,
обыграть,
игрушечный,
игротека,
Ответы участников мастер - класса.
Отлично с заданием справились!
IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.
Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
Слайд.
Стихи с буквой Т.
Задание: найдите букву Т в словах.
Молоток стучит: «Тук- тук!»
Букве Т я старый друг.
Торт.
Тигрица тигру в День Рожденья
Торт испекла с густым вареньем.
Тигрята даже не спросили —
Торт по кусочку откусили.
Торт получился очень сладкий,
Доели весь, и без оглядки.
Тигрица это увидала,
Тигрят немножко поругала,
Тугое тесто замесила,
Торт новый испекла,
Ещё вкусней, чем было.
Физминутка
(сидящие за столами должны угадать, какая это буква)
1. Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу.
(Какая буква получилась? Буква Н).
2. Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз.
Какая буква получилась? (М)
3. Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П)
4. Ноги вместе, руки на пояс. (буква Ф).
5. Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам. (Л).
6. Ноги вместе, руки в стороны. (Т).
7. Ноги на ширине плеч, руки вверху скрещенные. (Х).
Взялись за руки друзья. Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки, то присядут, отдохнут.
То опять плясать начнут.
V. Использование дидактических игр.
Большое значение в процессе работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом.
Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 3-е задание «Карандаши». Читаю письмо:
- Произошла беда, пока я шла, уронила карандаши, и они сломались. Помогите склеить их и прочитать слово, которое на них было написано.
- Если слово прочитаете правильно, сможете узнать, что лежит в коробке («Ключик»).
Слайд (картинки)
-А для вас, коллеги, новая игра «Полслова за вами».
Цель: Развивать речь дошкольников, фонематический слух; пополнить словарный запас.
Ход игры: Участники игры передают друг другу лепесток (цветочек). При этом отдающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто берёт, должен назвать его вторую половину (например, со-ва, ар-буз, жа-ра, мо-ре, юб-ка, ик-ра и т. д.). Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
- С заданием справились!
- А теперь посмотрите на каждом ключике цифра. Давайте встанем по - порядку. А наши гости прочтут, что написано на ключиках («Дружба»).
Вывод:
Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.