алла кукунина
Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Селезянский детский сад «Теремок»
Мастер – класс на тему :
«Государственные символы России
как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Кукунина Алла Николаевна воспитатель первой квалификационной категории
2017 год
Публикация «Мастер-класс „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного“» размещена в разделах
Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего образовательного мероприятия «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Слайд 2 Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России
Слайд 3 Задачи:
Актуализировать знания педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.
Познакомить с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России.
Развивать у педагогов навыки взаимодействия в команде.
Формировать умение самостоятельно создавать эмблему команды, группы.
1. Проблема нравственно-патриотического воспитания на современном этапе.
Давайте, проанализируем значение нравственно-патриотического воспитания на современном этапе и рассмотрим этапы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России.
В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема - патриотическое воспитание.
Слайд 4
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. 5 октября 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации №795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Современные стандарты дошкольного образования содержат задачи ознакомления детей с государственными символами: флагом, гербом страны, мелодией гимна.
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. (Конечно, в детском саду дети только знакомятся с мелодией и текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его уже в школе.)
Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
В-третьих, детей нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Таким образом, всё вышеизложенное подводит нас к осознанию того, что патриотическое воспитание подрастающего поколения на сегодняшний день является актуальным.
Что такое патриотизм? (ответы педагогов)
Этапы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России.
Что такое Государственные символы и как постепенно знакомить дошкольников с ними мы сегодня постараемся выяснить на нашем образовательном мероприятии.
Итак, начинаем наше интересное путешествие по материалам Государственных символов России.
Слайд 5
1 этап Ознакомление с флагами РФ
Сначала знакомим детей с флагом России. Первоначальное знакомство с Государственным флагом России обусловлено двумя причинами. Во-первых, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, на открытках, плакатах, телевизионных заставках, на сувенирах, одежде. Во-вторых, при ознакомлении с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь две вещи: цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение (красная полоса – наша прекрасная, красивая земля, на которой иногда, к сожалению, случаются войны и проливается кровь. Над землей - синее небо. Это синяя полоса. А над землей и небом находится самое чистое, светлое, некая Божественная сила. Это – белая полоса).
Государственный флаг может размещаться совместно и с другими официальными российскими флагами.
Слайд 6 Копия Знамени Победы. Знамя Победы — таково его официальное название. Оно наследник того знамени, которое было водружено над Рейхстагом в 1945 г. в знак победы над фашистской Германией. Знамя символизирует не только победу в Великой Отечественной войне, но и великое мужество, и подвиг нашего народа, проявленные в этой войне. Знамя Победы поднимается вместе с Государственным флагом в дни государственных праздников, во время проведения воинских парадов.
Слайд 7 Андреевский флаг является старым знаменем военно-морского флота России еще со времен Петра I и главным корабельным кормовым флагом Российского Флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, который называется Андреевским, в честь Андрея Первозванного. Вывешивается Андреевский флаг на 23 февраля и 9 мая.
Слайд 8 Еще одно официальное знамя — штандарт Президента Рос-сийской Федерации. В рабочем кабинете Президента России постоянно установлен Государственный флаг. Вместе с Государственным флагом главу государства представляет его особый знак – Штандарт. От Государственного флага штандарт отличается, прежде всего, квадратной формой и тем, что на фоне трехполосного флага изображается еще и Государственный герб РФ. Штандарт в виде небольшого флажка укреплен и на служебном автомобиле Президента.
Слайд 9 Ознакомление детей с флагами нашего государства проходит постепенно, так в старшей группе знакомим детей с Государственным флагом РФ и с копией Знамени Победы, а в подготовительной группе закрепляем знания об этих флагах и знакомим с Андреевским флагом и Штандартом президента РФ.
Совместное размещение Государственного флага с иными флагами требует соблюдения следующих условий:
1. При совместном размещении с одним флагом Государственный флаг располагается с левой стороны от него, если стоять к ним лицом.
2. При одновременном размещении нечетного числа флагов Государственный флаг располагается в центре.
Государственный флаг рекомендуется вывешивать, размещать выше остальных.
2 этап Ознакомление с гимном страны.
Слайд 10 Что такое гимн? (ответы педагогов)
Гимн — В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова слово гимн трактуется следующим образом:
«1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
1. Хвалебная песня, музыкальное произведение».
Детям необходимо объяснить, что гимн – это музыкальная песня, славящая кого-либо. Гимн России прославляет нашу Родину – Россию. Государственный гимн исполняется в торжественных случаях, например при проведении праздничных мероприятий, посвященных дням воинской славы, награждении победителей международных спортивных соревнований. Это обстоятельство значительно поднимает статус мероприятия, усиливает его патриотическое значение. При исполнении гимна всегда встают, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн, молча, или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Рассказываю дошкольникам, кто написал гимн.
Кто может назвать авторов гимна?
(композитор А. В. Александров и поэт С. В. Михалков).
Прослушивание гимна России: «Прошу встать. Исполняется Государственный гимн Российской Федерации». «Прошу сесть!»
Слайд 11
3 этап Ознакомление с гербом.
Этот этап более сложный для восприятия ребенка, поэтому я бы хотела рассказать о нем более подробно.
В работе используем материалы по геральдике российских городов.
Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? В первую очередь необходимо познакомить детей с историей происхождения герба, его значении, как в прошлой, так и в современной жизни.
Что же такое герб? (ответы педагогов).
Герб – от нем. erbe – наследство. Слово герб определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, документах». Герб может считаться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно, на протяжении столетий. Специалисты по геральдике считают, что первый герб возник в XI – XII вв. в странах Западной Европы.
Начало работы над геральдикой состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего, что-то главное. С этой целью на занятии и в свободной деятельности с детьми придумываем и создаем эмблемы:
Слайд 12 для центра патриотического воспитания, природы, изодеятельности, музыки, математического развития, затем разрабатывается эмблема группы.
Далее в доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей.
История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены – доспехами, щитами.
Слайд 13 Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом.
Слайд 14 Чаще всего рыцарь изображал на щите гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый; дракон – мудрый; кошка – независимый; волк – злой, жадный; петух – воинственный. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.
Слайд 15 Форма щита была самая разнообразная: фигурный – немецкий, овальный итальянский, квадратный с округлостью внизу – испанский, четырёхугольный с заострением внизу – французский. Именно четырехугольная форма преобладает в гербах России.
Слайд 16, 17Символика цветов так же разнообразна:
Красный – мужество;
Голубой - величие, красота, ясность;
Зелёный - изобилие, надежда;
Чёрный - печаль, скромность;
Серебро – чистота и скромность;
Золото – богатство, сила, верность, знатность.
Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.
Слайд 18 Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: природный или экологический, профессиональный, исторический.
Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:
- первый вариант – традиционный – занятия (не все занятие, а элемент в занятии: дидактические игры: «Собери герб», «Угадай по описанию»);
- второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.
Такой подход дает возможность достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.
Например:
Слайд 19 Герб города Белоярский.
Природные или экологические гербы помогают ребенку увидеть, как разнообразна, богата природа России, обширна ее территория, как богата она разными климатическими зонами, полезными ископаемыми. Гербы городов России могут служить прекрасным подспорьем для знакомства детей с профессиями. На многих гербах выражено уважение к труду жителей города. Гербы прославили труд ткачих, кузнецов, нефтяников, горняков, рыбаков и т. д.
Слайд 20 Герб города Тулы
"В червленом поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молотку золотому: все это показывает, что в городе есть оружейный завод". Пушка символизирует давние оружейные традиции города. Золотые молотки означают мастерство тульских умельцев».
Слайд 21 Герб города Суздаля
«Птица сокол в княжеской короне, поле пополам: наверху синее, а внизу красное. Сокол – символ красоты, храбрости, ума. Вольнолюбивая птица сокол была родовым знаком суздальских князей. Изображения этой птицы встречаются в белокаменной резьбе Рождественского собора, на монетах суздальских князей. Он напоминает о том, что в древности Суздаль был центом княжества».
Слайд 22 При ознакомлении детей с гербом города Москвы рассматриваем форму и основной цвет герба, рассказываю легенду о Георгии Победоносце.
В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье. Напал на него лютый змей дракон. Поселился он в темной пещере недалеко от моря. Огнем жег землю и разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же требовал, чтобы каждый день его кормили свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни коров, ни овец, ни коз – все съел змей. Тогда повелел змей приводить ему на съедение каждый день человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на морской берег и оставили там. А в это время проезжал мимо добрый молодец Георгий на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил его своим копьем. За эту победу и прозвали Георгия Победоносцем.
Слайд 23 Если на большой карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой мысленно поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. Слайд 24 Далее на заключительном этапе знакомим детей с «двуглавым орлом – символом России».
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символ власти, силы, мудрости. «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан 2 малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». В центре герба России герб города Москвы, это говорит о том, что Москва – столица (сердце) нашей Родины.
Слайд 25 Ознакомление детей с гербом РФ проходит постепенно.
В старшей группе знакомим детей с историей происхождения герба и создаем с детьми эмблемы (центра патриотического воспитания, центра природы, изодеятельности, музыки, группы).
В подготовительной к школе группе знакомим с гербами российских городов, гербом Москвы и на заключительном этапе с гербом РФ. Далее дети совместно с родителями создают герб семьи.
Требования при размещении герба:
1. При совместном размещении с одним гербом Государственный герб располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом.
2. При размещении нечетного числа гербов Государственный герб располагается в центре.
3. При размещении четного числа гербов Государственный герб размещается левее центра.
4. Размер Государственного герба не может быть меньше размеров других гербов и не может быть размещен ниже других гербов.
Слайд 26,27 - познакомить детей с изображением Государственного флага, формировать представление о значении флага РФ;
- познакомить детей с Государственным гимном РФ и правилами его исполнения;
- с историей происхождения герба, многообразием гербов городов России;
- через гербы городов России дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;
- знакомить с разнообразными профессиями, воспитывать чувство уважения к представителям разных профессий;
- дать детям некоторые представления о нелегкой истории России; воспитывать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине;
- воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Слайд 28 Вся работа с детьми построена на основе принципов современного образования:
• Духовно-нравственного развития (развитие социальных навыков)
• Компетентного, деятельностного подхода (активность ребёнка, позволяющая стать субъектом деятельности)
• Здоровьесбережения (интеграция с различными направлениями деятельности).
Работа, построенная таким образом, значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
4. Создание эмблемы команды
Сегодня мы с вами поговорили об этапах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России, истории происхождения герба, как появилось изображение герба и что изображают на гербах. Я предлагаю вам проявить своё творчество и попробовать создать аппликативным способом эмблему своей команды.
После выполнения работы каждая команда презентует свою эмблему.
Слайд 30
5. Итог образовательного мероприятия.
Пришло время подведение итогов нашего сегодняшнего мероприятия. Предлагаю вам взять листы бумаги со словом «ХИМС»
Хорошо… Интересно…
Мешало… Возьму с Собой… и оформить запись. Каждый педагог должен, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияло на продуктивность работы на мастер-классе.
После заполнения информации на листах вы можете разместить их на мольберте.
Мы с вами замечательно поработали. Желаю вам творческих успехов при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России.
Спасибо вас за внимание!