Ольга Скребец
Мастер-класс «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в применении театрализованной игры для развития коммуникативных способностей у дошкольников
Публикация «Мастер-класс „Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2023
Задачи мастер-класса:
-Побудить к широкому использованию театрализованной деятельности в детском саду.
-Научить педагогов некоторым приемам театрализованной игры.
- Привлечь внимание педагогов к театрализованным играм для развития коммуникативных способностей у дошкольников
Участники: педагоги.
Форма проведения мастер-класса:
- лекция с элементами презентации + практическая работа.
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса;
«Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей» Л. С. Выготский.
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть.
Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса: «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».
Актуальность:
Счастье - когда ты умеешь быть понятным и cамим собой, и людьми. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие и реагировать на них, - зависит очень многое. Все мы без исключения хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из проблем, стоящих перед взрослыми – помочь ребенку.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы, и дети могут проявлять: робость, скованность.
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, театрализованные игры и явились одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
2. Теоретическая часть.
В каждой группе есть дети, которые с трудом вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками: не проявляют доброжелательности друг к другу, не могут самостоятельно договориться, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С трудом могут планировать свою деятельность, не умеют самостоятельно фантазировать, не используют средства выразительности. Дети не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос. Во время общения чувствуют себя смущенно.
Наличие таких детей в моей группы побудило меня заняться решением данной проблемы. Для этого я обратилась к основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а точнее к театрализованным играм.
Для ребенка игра – это способ знакомства с теми ролями, которые ему предстоит играть, став взрослым. Почти в каждой игре есть партнер, и возникает необходимость соблюдения правил партнерства, правил общения, коммуникации. Театральная игра всегда ставит ребенка в такие условия, и он, принимая на себя разные роли, учится общаться в разных ситуациях (жизненных, фантастических).
Детям нужны активные игры, развивающие их коммуникативные навыки, в которых нужны согласованные действия, взаимопомощь. Театрализованные игры учат детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, подражать положительным героям, учат взаимодействовать в различных ситуациях. Они воспитывают у детей такие качества личности как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать другим людям, чувство взаимопомощи. У детей развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Детям нравится быть актерами, они легко вживаются в роль своего персонажа. Дети становятся более контактными, учатся четко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Предлагаю вашему вниманию ряд игр с элементами театрализации на развитие коммуникации у дошкольников.
1. Речевые игры и упражнения.
Они развивают чистоту произношения, выразительность речи, память, воображение, совершенствуют интонационную окраску речи, развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Это упражнения и игры на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на опору дыхания, игры на расширение диапазона голоса, творческие игры со словом.
Все мы используем в своей практике артикуляционную гимнастику, наши дети любят играть с «язычками».
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
Игра «В магазине» Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.
2. Игры на развитие внимания и памяти.
Развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
«Опиши игрушку!», «Забывчивый художник», «Прогулка в картинках»
«Непривычный предмет»
Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения.
Разместим его на видном месте. Спросим, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Можно усложнить игру. Предметы будем использовать уже менее заметные и разместим в укромных местах. Это может стать традиционной утренней забавой для детей – найти «гостей» в группе.
3. Этюды на выражение основных эмоций.
Способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Например: «Вкусные конфеты» Ход: у девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. Мимика: жевательные движения, улыбка. По лицам видно, что угощение вкусное.,
«Кушаю лимон», «Кошка выпрашивает колбасу», «Жарко-холодно», «Мне грустно» и др.
4. Этюды на выразительность жестов.
Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение. Например: «Тише», «Лисичка подслушивает», «Поймай бабочку», «По камешкам», «Снежки» и др.
5. Игры-ситуации.
Развивают умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
«Не хочу манной каши!», «Больной зуб», «Капризуля», «Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его», «Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним» и др.
6. Игры–стихи.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту, самостоятельно подбирают выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Мое настроение.
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То, бывает, посижу, помечтаю, помолчу!
7. Игры с воображаемым объектом развивают детское воображение. Обучают детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
«Превращение предмета», «Новая игрушка», «Котенок»
8. Игры на имитацию движений. Игры – пантомимы развивают у детей творческое мышление, учат корректному выражению чувств и эмоций, раскрепощают, снимают скованность.
«Покажи предмет», «Покажи действие»
«Колдун»
Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.
“Колдун” заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали.
Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.
9. Игры на мышечное напряжение и расслабление дают почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. А спокойное состояние необходимо для дружеского общения с партнерами.
«Деревянные и тряпичные куклы», «Маятник», «Мельница», «Великаны и гномы»
11. Игры- драматизации развивают умения детей, создавая образ героя, находить выразительные средства в мимике, жестах, движениях, интонациях. С помощью игр- драматизаций пополняется словарный запас детей, образный строй речи. За основу берутся стихи, мини- сценки, сказки.
Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
5. Ролевые игры
С использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность.
12. Игры в кукольный театр
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Игра «Сказки наизнанку» (Педагог предлагает детям придумать варианты сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая, и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке)
В заключение хочу сказать, что подобных игр очень много, их использование в работе по развитию коммуникативных способностей оправдано, а эффект заметен. Дети раскрепощаются, начинают фантазировать, творчески придумывать свои варианты, общаться, реагировать на поведение партнеров. А эти навыки пригодятся детям в жизни.
3. Практическая часть.
Уважаемые коллеги! Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию некоторые методы и приёмы нашей работы.
Утро мы начинаем с этюдов-настроения. Это создаёт благоприятный эмоциональный настрой на весь день, а дети учатся передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
- Представьте, что вы «весеннее солнышко», которое радуется новому дню, пению птиц, каждому распустившемуся листочку. Покажите ваше солнышко.
Что вы почувствовали, ощутили? (Ответы педагогов).
Следующий прием: упражнение на снятие мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится следующее упражнение.
Игра «Ласковый мелок»
Цель: снятие мышечного напряжения в области спины, развитие навыков общения.
Ход игры: Дети делятся на пары. Один ложится на пол, другой пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, домик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания игры ласково погладить по спине, «стереть рисунок». Затем дети меняются местами.
Давайте попробуем поиграть с вами в эту игру. (Педагоги играют в эту игру.)
Вы почувствовали, что стали расслабленными, менее напряженными? (Ответы педагогов).
В жизни человека очень важно понимать чувства других – это источник благополучного общения. В детях чувство понимания чувств другого, сопереживание заложено изначально. Наша задача развить эти чувства. Для этого мы с детьми проводим игры на развитие коммуникации.
Цель наших игр: сплотить детей, снять зажатость, скованность, создать благоприятный эмоциональный настрой. Давайте попробуем поиграть в эти игры.
Клеевой ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
«Доброе животное»
Дети встают в круг, держась за руки. Воспитатель говорит, что у нас в группе появилось очень доброе невидимое животное, оно такое же как наш круг. Давайте представим его себе и покажем, как оно дышит. При этом вы должны слушать друг-друга, и делать всё вместе, ведь это 1 животное. Давайте покажем, как оно дышит. Для этого мы сделаем шаг вперёд и вдохнём, а потом сделаем шаг назад и выдохнем. Но ещё раз повторю, вы должны сделать это все вместе и слушать друг-друга, чтоб у нас получился 1 вдох и 1 выдох. (выполняют). А теперь давайте покажем, как у нашего животного стучит сердце. Шаг вперёд «тук», шаг назад «тук».
Вы наверно почувствовали, что вы стали более раскрепощёнными, у вас появилась уверенность в себе, почувствовали симпатию друг к другу. Такие игры очень полезны для сплочённости детского коллектива.
Переходим к следующему приему- упражнения на развитие памяти. Все мы знаем, что развитие внимания и памяти является одним из важнейших факторов психологического развития ребёнка. Память имеет важное значение в театрализованной деятельности, чтобы хорошо запоминать материал и разыгрывать сценки или спектакли.
Игра «Помнишь ли ты?»
Цель этой игры -развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Предложить ребенку вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»
Я предлагаю вам вспомнить, что находится при входе в наш детский сад? (ответы)
Все мы знаем, что дети очень любят фантазировать, воображать. Они не могут мыслить односторонне, банально как взрослые. Именно поэтому мы включаем в свою работу с детьми упражнения на развитие воображения.
Целью таких упражнений является развитие фантазии, творческой активности детей. Я хочу предложить вам такую игру:
«Шкатулка со сказками»
Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.
Ход игры:
Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».
Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.
Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»
Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:
-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?.
Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.
Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.
Упражнения для развития чистоты произношения, выразительности речи. Скороговорки, чистоговорки развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса.
- Я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!
«Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!»
Повторите вместе со мной: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!
Вы скажите: с восторгом!
Вы скажите: робко!
Вы скажите: хитро!
Вы скажите: с испугом!
Замечательно!
Все мы с вами знаем, что для того, чтоб выразительно передать настроение того или иного персонажа мы используем много приёмов, одним из них является мимика.
Уважаемые педагоги, что такое мимика? (Ответы). Верно, мимика- это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние, например- радость, грусть.
Давайте с вами попробуем провести упражнение на развитие мимики. У меня есть кубик, но он не простой, а «эмоциональный», на нём изображены разные эмоции, которые мы можем изобразить. Давайте попробуем изобразить с помощью этого кубика одного из любимых сказочных персонажей - «Карлсона».
Упражнение «Кубик эмоций»
(Педагоги выполняют упражнение с помощью кубика)
Упражнение «Волшебный шлем» (эмоции)
Приглашать по одному человеку в центр, на стульчик, и сказать, что есть невидимый шлем, который умеет передать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеть на голову, застегнуть старательно, чтобы малыши поверили, и сказать на ушко: «Включаю радость!» (нажимаю на кнопку). Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, недоумение, грусть, тоска, хитрость, лукавство, злость, негодование.
Следующий прием - упражнение на развитие пластики.
Что такое пластика? (Ответы). Правильно, пластика- это способность передавать движения при помощи тела.
Цель этих упражнений - развить выразительность, изящность движений.
Давайте попробуем выразительно передать настроение наших героев при помощи пластики.
Упражнение «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Предлагаю вам так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!»
Упражнение «Покажи»
1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.
2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.
3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.
4. Твоя голова говорит: “Нет”.
5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.
Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить. ”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
(Педагоги выполняют упражнения)
Упражнение «Ромашка»
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите 1 какой-нибудь цветок, например Ромашку. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему нужно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже красивый, пушистый цветок. Он раскрылся и впервые взглянул на мир.
(Педагоги выполняют упражнения)
Спасибо, у нас получилась очень красивая цветочная поляна. Давайте посидим на ней, и послушаем пение птиц, полюбуемся красотой цветов.
Включается аудиозапись «Пение птиц»
Упражнение на релаксацию
Я показала вам лишь только часть приёмов, которые мы используем на своих занятиях по театрализованной и коммуникативной деятельности.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только расширил знания по использованию театрализованных игр, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!
Игра «Настроение»
При помощи эмоциональных смайликов покажете, пожалуйста, своё отношение к нашему мастер-классу. Предлагаю вам нарисовать свой смайлик- отзыв и разместить его на доске.
И теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос:
- По вашему мнению, как прошел мастер-класс?
- Ваши вопросы и предложения?
- Возможно, вы хотите поделиться своим опытом применения в работе с детьми подобных упражнений?
Спасибо всем за внимание! До новых встреч!