Анна Федорович
Мастер-класс для воспитателей «Развитие познавательной активности детей посредством игровых технологий. Умные камешки «Марблс»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие познавательной активности детей через игровые технологии. Умные камешки «Марблс»».
Цель: познакомить воспитателей с нетрадиционной игровой технологией использования камешков Марблс в развитии познавательной активности детей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие познавательной активности детей посредством игровых технологий, Умные камешки „Марблс“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
- познакомить педагогов с нетрадиционной игровой технологией использования камешков Марблс в развитии познавательной активности детей.
- мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в работе с дошкольниками.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, пеналы с камешками Марблс, макет горы Машук, буклеты с картотекой игр с камешками Марбрс.
План проведения мастер-класса :
1. Теоретическая (презентация).
2. Практическая часть.
3. Рефлексия
4. Приложение (буклеты)
Ход мастер-класса :
1. Теоретическая часть (5мин.)
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе, тема которого: «Развитие познавательной активности детей через игровые технологии. Умные камешки «Марблс»».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре - важнейшему виду деятельности в развитии и воспитании ребенка.
Вся жизнь ребенка – это игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Игровая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии : Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом обучения. Таким материалом стали камешки Марблс, которые, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста.
А сейчас немного теории: Марбл от англ. Мрамор - небольшая сферическая игрушка, обычно – разноцветный шарик изготовленный из стекла, глины, керамики, пластмассы.
Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии.
Марблс – бывают сплюснутой овальной или круглой формы.
Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Игры с камнями Марблс приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно решить следующие задачи:
1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;
2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3. Развивать ориентировку на плоскости;
4. Работать над дифференциацией цветов;
5. Упражнять в счете;
6. Обогащать словарный запас;
7. Развивать фразовую речь;
8. Развивать внимание, память и мышление;
9. Профилактика дисграфии;
10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.
Вот некоторые из тех игр, которые я использую на практике в работе с детьми в групповой, подгрупповой, и индивидуальной формах:
Игра «Раздели на группы»
Игра «Золушка»
С помощью этих игр дети закрепляю умения классифицировать предметы по цвету, форме, размеру.
Игра «Разноцветные заплатки»
Игра «Дорожки»
Игра «Продолжи ряд»
Эти игры помогают развить познавательные способности детей, наглядно - образное мышление, внимание, память, мелкую моторику.
Игра «Выложи по образцу»
Игра «Графический диктант»
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»,
дети развивают навыки ориентировке в микро пространстве (на плоскости)
Игры для развития математических способностей. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, геометрические фигуры. С целью формирования у детей элементарных представлений о счете и цифрах, предлагаю выкладывать из камешков цифры по образцу, называя их в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число (соседей цифры).
«Сосчитай», «Выложи по контуру», «Крестики нолики» (объёмные, плоскостные).
Игры «Лабиринт с буквой», «Знакомство с буквой», «Строим буквы», «Чудесный мешочек», «Придумай рассказ» эти игры помогают формировать представления о буквах и звуках, развивать речь, воображение.
Игра «Придумай рассказ» Нужно выложить камешки в произвольном порядке и составить рассказ. Например, камешки лежат так : желтый, оранжевый, синий, зеленый, красный. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг перед ней полянка с земляникой. Набрала Маша целую корзину ягод и отправилась домой.
Так же камешки хорошие помощники в развитие у детей воображения, творческих способностей. Дети выкладывают картинки с заданным сюжетом, придумывают свои сюжеты на фетре, на песке.
Игр по использованию камешков Марблс много. А если подключить свою фантазию и желание удивить детей, доставить им истинную радость, то получиться много - много всего интересного! В конце нашей встречи я раздам вам картотеку игр с камешками Марблс.
Камешки Марблс - эффективный способ для создания положительного эмоционального настроения ребенка. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Детей радует великолепием ярких красок, вызывая море положительных эмоций: радость, улыбку, восторг. А когда камешки пересыпаются из одной ёмкости в другую – это праздник.
2. Практическая часть (10-12 мин.)
А сейчас мы перейдем к практической части мастер-класса.
Я предлагаю вам вспомнить любимую детскую игру «Колечко».
- Колечко, колечко выйди на крылечко! (выбираю фокус группу 4 чел.)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем камешки искать,
Будем камешки искать,
Будем в игры мы играть.
Сегодня, я предлагаю вам, совершить путешествие к самому сердцу города Пятигорска – горе Машук.
(звучит аудиозапись)
- Здравствуйте, путешественники! Я Машука! Злой Казбек украл камни из моего ожерелья и рассыпал их над горой. Помогите мне отыскать их и собрать ожерелье. Чтобы найти камни вам надо выполнить сложные задания Казбека. А волшебная карта укажет вам путь.
- Поможем Машуке?
Отправляемся в путешествие….
Давайте рассмотрим карту. Выполнив первое задание мы сможем взять камень красного цвета.
Упражнение «Ориентация на листе бумаги».
Мы с вами путешествуем, а каждый путешественник должен уметь хорошо ориентироваться на карте. Камешки помогут нам в этом. Перед вами карточки, предлагается выполнить следующее: я буду говорить, куда нужно положить тот или иной камешек, вы внимательно слушайте и выполняйте.
- положить в центре листа большой желтый камешек; положить в левый верхний угол оранжевый камень; положить синий камень в правый верхний угол, в левый нижний угол положить красный камень, зеленый камень в правый нижний.
1 задание
А сейчас выполним первое задание Казбека. «Повтори узор»
Перед вами карточка с рисунком. Внимательно рассмотрите его и запомните расположение фигур. Переверните карточку и на свободной карточке повторите рисунок (проверьте задание).
- Возьмем с собой камешек красного цвета.
2 задание
Упражнение «Перенеси камешки через ручеек»
Путешественники перед нами ручеек, чтобы выполнить следующее задание вам надо перенести камешки через него, заполняя свою карточку с рыбкой по образцу (выберите себе карточку, и еще одно условие, камешки берем только пинцетом.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Все камешки перенесли.
- Молодцы. Посмотрите на карту камушек какого цвета мы возьмем с собой?
Синего цвета.
3 задание «Лабиринт».
Путешественники, мы попали с вами в пещеру. Чтобы выйти из нее и найти нужный камешек нам надо пройти лабиринт.
Посмотрите внимательно, что же здесь нужно сделать?
Пройти от большой буквы до картинки, выкладывая камешки только по определенной букве. Выберите себе карточку.
Молодцы справились с заданием. Посмотрите на карту -камешек какого цвета мы возьмем с собой? Зеленого цвета.
4задание «Чудесный мешочек».
Путешественники, посмотрите, перед нами телевышка. Вспомните какая она бывает вечером (переливается огоньками). Все огоньки у меня в волшебном мешочке. Чтобы выполнить следующее задание и получить последний камешек из ожерелья нам придется по очереди вынимать из мешочка камень Марблс и называть предмет такого цвета
( например: желтый камушек – желтый лимон).
Молодцы справились с заданием. Посмотрите на карту – камешек, какого цвета мы возьмем с собой? (Желтого цвета)
5 задание «Закономерность».
Вот мы выполнили все задания Казбека. Осталось собрать ожерелье Машуки. Для этого вам надо отсчитать по четыре камешка четырех разных цветов и расположить их в ожерелье так, чтобы их цвета в каждом ряду не повторялись.
Камешек в руке катаю,
Между пальцами верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Звучит аудиозапись
Машука - Спасибо вам путешественники! За помощь дарю вам сокровища горы моей.
Наше путешествие закончилось.
3. Рефлексия (3 мин.)
- И в конце мне бы хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию (ответы коллег)
- Если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе – поднимите зеленый камушек Марблс.
- Если опыт вам не пригодится – поднимите красный камушек Марблс.
Участникам спасибо за участие и всем спасибо за внимание.
Тема: «Развитие познавательной активности детей через игровые технологии. Умные камешки «Марблс»».
Цель: познакомить воспитателей с нетрадиционной игровой технологией использования камешков Марблс в развитии познавательной активности детей.
Задачи:
- познакомить педагогов с нетрадиционной игровой технологией использования камешков Марблс в развитии познавательной активности детей.
- мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в работе с дошкольниками.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, пеналы с камешками Марблс, макет горы Машук, буклеты с картотекой игр с камешками Марбрс.
План проведения мастер-класса :
1. Теоретическая (презентация).
2. Практическая часть.
3. Рефлексия
4. Приложение (буклеты)
Ход мастер-класса :
1. Теоретическая часть (5мин.)
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе, тема которого: «Развитие познавательной активности детей через игровые технологии. Умные камешки «Марблс»».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре - важнейшему виду деятельности в развитии и воспитании ребенка.
Вся жизнь ребенка – это игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Игровая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии : Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом обучения. Таким материалом стали камешки Марблс, которые, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста.
А сейчас немного теории: Марбл от англ. Мрамор - небольшая сферическая игрушка, обычно – разноцветный шарик изготовленный из стекла, глины, керамики, пластмассы.
Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии.
Марблс – бывают сплюснутой овальной или круглой формы.
Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Игры с камнями Марблс приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно решить следующие задачи:
1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;
2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3. Развивать ориентировку на плоскости;
4. Работать над дифференциацией цветов;
5. Упражнять в счете;
6. Обогащать словарный запас;
7. Развивать фразовую речь;
8. Развивать внимание, память и мышление;
9. Профилактика дисграфии;
10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.
Вот некоторые из тех игр, которые я использую на практике в работе с детьми в групповой, подгрупповой, и индивидуальной формах:
Игра «Раздели на группы»
Игра «Золушка»
С помощью этих игр дети закрепляю умения классифицировать предметы по цвету, форме, размеру.
Игра «Разноцветные заплатки»
Игра «Дорожки»
Игра «Продолжи ряд»
Эти игры помогают развить познавательные способности детей, наглядно - образное мышление, внимание, память, мелкую моторику.
Игра «Выложи по образцу»
Игра «Графический диктант»
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»,
дети развивают навыки ориентировке в микро пространстве (на плоскости)
Игры для развития математических способностей. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, геометрические фигуры. С целью формирования у детей элементарных представлений о счете и цифрах, предлагаю выкладывать из камешков цифры по образцу, называя их в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число (соседей цифры).
«Сосчитай», «Выложи по контуру», «Крестики нолики» (объёмные, плоскостные).
Игры «Лабиринт с буквой», «Знакомство с буквой», «Строим буквы», «Чудесный мешочек», «Придумай рассказ» эти игры помогают формировать представления о буквах и звуках, развивать речь, воображение.
Игра «Придумай рассказ» Нужно выложить камешки в произвольном порядке и составить рассказ. Например, камешки лежат так : желтый, оранжевый, синий, зеленый, красный. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг перед ней полянка с земляникой. Набрала Маша целую корзину ягод и отправилась домой.
Так же камешки хорошие помощники в развитие у детей воображения, творческих способностей. Дети выкладывают картинки с заданным сюжетом, придумывают свои сюжеты на фетре, на песке.
Игр по использованию камешков Марблс много. А если подключить свою фантазию и желание удивить детей, доставить им истинную радость, то получиться много - много всего интересного! В конце нашей встречи я раздам вам картотеку игр с камешками Марблс.
Камешки Марблс - эффективный способ для создания положительного эмоционального настроения ребенка. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Детей радует великолепием ярких красок, вызывая море положительных эмоций: радость, улыбку, восторг. А когда камешки пересыпаются из одной ёмкости в другую – это праздник.
2. Практическая часть (10-12 мин.)
А сейчас мы перейдем к практической части мастер-класса.
Я предлагаю вам вспомнить любимую детскую игру «Колечко».
- Колечко, колечко выйди на крылечко! (выбираю фокус группу 4 чел.)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем камешки искать,
Будем камешки искать,
Будем в игры мы играть.
Сегодня, я предлагаю вам, совершить путешествие к самому сердцу города Пятигорска – горе Машук.
(звучит аудиозапись)
- Здравствуйте, путешественники! Я Машука! Злой Казбек украл камни из моего ожерелья и рассыпал их над горой. Помогите мне отыскать их и собрать ожерелье. Чтобы найти камни вам надо выполнить сложные задания Казбека. А волшебная карта укажет вам путь.
- Поможем Машуке?
Отправляемся в путешествие….
Давайте рассмотрим карту. Выполнив первое задание мы сможем взять камень красного цвета.
Упражнение «Ориентация на листе бумаги».
Мы с вами путешествуем, а каждый путешественник должен уметь хорошо ориентироваться на карте. Камешки помогут нам в этом. Перед вами карточки, предлагается выполнить следующее: я буду говорить, куда нужно положить тот или иной камешек, вы внимательно слушайте и выполняйте.
- положить в центре листа большой желтый камешек; положить в левый верхний угол оранжевый камень; положить синий камень в правый верхний угол, в левый нижний угол положить красный камень, зеленый камень в правый нижний.
1 задание
А сейчас выполним первое задание Казбека. «Повтори узор»
Перед вами карточка с рисунком. Внимательно рассмотрите его и запомните расположение фигур. Переверните карточку и на свободной карточке повторите рисунок (проверьте задание).
- Возьмем с собой камешек красного цвета.
2 задание
Упражнение «Перенеси камешки через ручеек»
Путешественники перед нами ручеек, чтобы выполнить следующее задание вам надо перенести камешки через него, заполняя свою карточку с рыбкой по образцу (выберите себе карточку, и еще одно условие, камешки берем только пинцетом.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Все камешки перенесли.
- Молодцы. Посмотрите на карту камушек какого цвета мы возьмем с собой?
Синего цвета.
3 задание «Лабиринт».
Путешественники, мы попали с вами в пещеру. Чтобы выйти из нее и найти нужный камешек нам надо пройти лабиринт.
Посмотрите внимательно, что же здесь нужно сделать?
Пройти от большой буквы до картинки, выкладывая камешки только по определенной букве. Выберите себе карточку.
Молодцы справились с заданием. Посмотрите на карту -камешек какого цвета мы возьмем с собой? Зеленого цвета.
4задание «Чудесный мешочек».
Путешественники, посмотрите, перед нами телевышка. Вспомните какая она бывает вечером (переливается огоньками). Все огоньки у меня в волшебном мешочке. Чтобы выполнить следующее задание и получить последний камешек из ожерелья нам придется по очереди вынимать из мешочка камень Марблс и называть предмет такого цвета
( например: желтый камушек – желтый лимон).
Молодцы справились с заданием. Посмотрите на карту – камешек, какого цвета мы возьмем с собой? (Желтого цвета)
5 задание «Закономерность».
Вот мы выполнили все задания Казбека. Осталось собрать ожерелье Машуки. Для этого вам надо отсчитать по четыре камешка четырех разных цветов и расположить их в ожерелье так, чтобы их цвета в каждом ряду не повторялись.
Камешек в руке катаю,
Между пальцами верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Звучит аудиозапись
Машука - Спасибо вам путешественники! За помощь дарю вам сокровища горы моей.
Наше путешествие закончилось.
3. Рефлексия (3 мин.)
- И в конце мне бы хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию (ответы коллег)
- Если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе – поднимите зеленый камушек Марблс.
- Если опыт вам не пригодится – поднимите красный камушек Марблс.
Участникам спасибо за участие и всем спасибо за внимание.