Раиса Прохореня
Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологий для развития речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Применение ТРИЗ – технологий для развития речи детей 4-5 лет»
Задачи:
1. Обогащать и активизировать словарь
2. Совершенствовать звуковую культуру речи
3. Формировать грамматический строй речи
4. Развивать умение составлять рассказы
Цели: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
План проведения мастер-класса.
1. Актуализация темы.
Публикация «Мастер-класс „Применение ТРИЗ-технологий для развития речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
2. Теоретическая часть.
3. Ознакомление с ТРИЗ-играми.
4. Практикум: проигрывание игр
5. Анализ.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования формировать в ребёнке высокий творческий потенциал. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.
Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!” Мы сегодня остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи детей среднего возраста. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Сегодня я предлагаю вам несколько игр, которые я надеюсь, пригодятся вам в вашей дальнейшей работе
1. «Цепочка» или «По кругу».
Цель: Учить детей выделять признаки объектов, развивать выразительность речи.
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
2.«Предложения по цепочке» или «Антилогическое лото»
Цель: Учить составлять предложения. Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.
Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка») : «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т. д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.
3. «Сравни разных зверят»
Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики).
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
4. "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
5. «Исправь ошибку»
Цель: Развивать связную речь, логическое мышление. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например : «Мел белый, а сажа мягкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая»
Примерный речевой материал :
-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.
-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.
-Лиса хитрая, а Колобок желтый.
-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.
-Заяц серый, а петушок смелый.
-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.
-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.
-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.
2. "Складные картинки"
Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т. д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
3. Игры с «подзорной трубой»
Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
4. «Шкатулка со сказками»
Цель: Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей.
На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Воспитатель предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же объектом.
5. «Мои друзья»
Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.
Воспитатель выбирает любой объект из детского окружения. Дети выделяют его свойства, функциональное назначение, а затем каждый должен найти в группе такой объект, который имел бы нечто общее с заданным. Рекомендуется со среднего возраста.
6. «Я еду в деревню»
Цель: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т. д.
7. «Паровоз»
Цель: Учить детей составлять цепочку-рассказ, развивать образное мышление.
Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа») и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т. д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
8. "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. 1-й вариант:
Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
2-й вариант:
То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".
3-й вариант:
Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.
Примечания :Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
Анализ: использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
- активизации познавательной деятельности детей;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом. Взаимодействие между воспитателем и ребенком во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
- при ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться - новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
- привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
- поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
- не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
- общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
- мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Все эти игры помогают нам решить задачи, которые ставит перед нами программа нашего ДОУ на основе программы «От рождения до школы» в соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» в средней группе.