Болгова Татьяна
Мастер класс «Пальчиковые игры в речевом развитии ребёнка» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс Видео
Слайд 1
Для начала хочу вам напомнить, что такое мелкая моторика.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями, пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем организма: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Формирование кистевых и пальцевых навыков происходит до 6-7 летнего возраста.
Публикация «Мастер класс „Пальчиковые игры в речевом развитии ребёнка“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В 5 лет развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, А некоторые выучиваются завязывать шнурки.
В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - играть на музыкальных инструментах, танцевать.
Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений.
Так, на основе обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, которые тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Например – пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц пальцев рук и глаза.
В пальчиковую гимнастику включены и пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Они, как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Тренировку пальцев рук уже начинают с раннего возраста.
Основными методами обучения являются:
• показ действий;
• действия руками ребенка;
• самостоятельные действия ребенка.
Пальчиковые игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Обращается внимание на правильную постановку кисти руки ребенка и четкость переключения с одного движения на другое. Каждое упражнение имеет свое название, выполняется регулярно. Во время занятия учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности.
Соблюдаются следующие принципы пальчиковых игр :
• доступность;
• безопасность;
• креативность;
• разнообразность упражнений.
Развивать моторику можно с помощью традиционных пальчиковых игр-потешек. Всем знакома такая гимнастика пальцев рук, как:
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Идет коза рогатая…», «Сорока-ворона…», «Мы писали, мы писали- наши пальчики устали…»
Озорные стихи и считалочки не только позволяют весело проводить физкультминутки, но и помогают разбудить детскую фантазию, творческую инициативу.
Сегодня я хочу показать вам еще некоторые виды пальчиковых игр.
Если дети чувствуют стеснительность, зажатость, то на помощь могут прийти пальчиковые игрушки из плотной бумаги.
Слайд 2.
Слайд 3.
Здесь представлена коллекция таких наборов игрушек. Часть из них сделана самими детьми.
Когда детки совсем еще маленькие, то можно перенести выполнение действия на данную игрушку (ребенок думает, что это делает игрушка, а не он). А со старшими детьми можно весело поиграть в сюжетно-ролевую игру, активизируя при этом речь, память и развивая мелкую моторику.
Слайд 4.
Развивающие возможности бумажного пальчикового театра безграничны. Куколок можно сделать даже из простой цветной бумаги. Для этого не потребуется много времени, специальных умений и знаний. А значит, с поделкой справится даже маленький ребенок. Конечно, бумажные игрушки недолговечны и, возможно, после первого же представления придут в негодность. Но их всегда можно сделать заново. Дети сами могут придумывать забавных персонажей. А значит, ребенок опять будет что-то придумывать, совершенствуя свои умения и навыки, в том числе работу с бумагой.
Слайд 5.
При изготовлении игрушек каждому найдется увлекательное дело.
Одни ребята рисуют персонажей, вырезают. Другие, их раскрашивают, клеят.
Слайд 6.
Например, гусеницу делаем с четырьмя прорезями для пальцев одной руки. Затем эту “гусеницу” учим правильно ходить- не прямо, как пальчикам удобнее, а влево-право. С ними же можно поиграть в “догонялки”- у кого шустрее пальчики движутся, тот догонит быстрее другую гусеницу.
Слайд 7.
Слайд 8.
Когда дети изготавливают такие фигурки - им уже интересно нарисовать, раскрасить, вырезать и “оживить” задуманного своего героя. Прорези для пальцев - это тонкая ручная работа для детей, поэтому они стараются вырезать больше дырочки для того, чтобы пролезли пальчики. Когда изделие готово, работа переходит на придумывание сценария.
Кто, за кого будет говорить. Тренируемся изобразить голосом злого волка, блеющую овечку или старенькую бабушку. Они стараются перевоплотиться в героев сюжета и свободно принимают все условности театрального действия. Т. е. работа над интонацией- это еще одна важная подготовительная работа для постановки сказок. Дети развивают чувство ритма, эмоциональную окраску речи, музыкальный слух и учатся воспринимать художественные паузы.
Сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся порой всего несколько минут, а текст укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ, движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки, потешки и динамике развития сюжета.
Здесь покажу в видео-фрагментах, как получается разыграть сказку “Красная Шапочка” :
Слайд 9.
Как вы видели, пальчикам бывает нелегко принять нужное положение. Пальцам поначалу трудно справиться с этой работой. Все пальцы напряжены- не сгибаются, или наоборот расслаблены- не выпрямляются, не держат позу… Вы видите здесь, мышцы рук не слушаются. Трудно дифференцировать движения. Они выполняются с усиленным зрительным контролем, с напряжением переходящим на другие части тела (загнутые определенно пальцы на одной руке, при этом другая находится в напряжении). У некоторых детей все время падает кисть руки. Одно и то же движение выполненное разными руками, может отличаться по точности: доминирующей рукой оно выполняется легче и точнее. Если движения совершались медленно, и одной, ведущей рукой - то выполнять детям было в основном, не сложно.
Слайд 10.
Еще один вид игр с пальцами использую на занятиях. Это пальчиковый театр теней.
Это так же одно из средств развития мелкой моторики.
Классический пальчиковый театр теней предполагает создание различных фигурок животных и предметов при помощи собственных рук. Т. е. тени на стене представляют собой переплетение пальцев.
Это могут быть тени животных: козы, собаки, зайца и т. д. Если пошевелить пальцами, то тень волка откроет рот, заяц замашет лапками, птичка полетит.
Слайд 11.
Так можно разыграть с детьми разные сценки, например, собака лает, а коза грозит её забодать.
Важный момент для теневого театра - установка света. В качестве источника света может быть использована настольная лампа или проектор.
Чтобы тени были чётки, свет должен падать прямо, а не сбоку и лампа должна стоять не близко, а приблизительно двух метрах от стены. Силуэты должны находиться между источником света и экраном.
Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчетливо. И наоборот.
Теневой театр можно использовать:
1. Как развлечение.
2. Как сюрпризный момент на занятиях.
Обычно это происходит очень весело и шумно. Такие игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность ребёнка.
Ребята играют с удовольствием. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Слайды 12,13.
Сначала смотрим с ребенком на картинке точное изображение, затем демонстрирую я и помогаю сделать такое же. Далее он пробует самостоятельно.
И каждый урок, на физкульт минутках учимся изображать новую фигурку, тень.
И новая фигурка ведет какой-то тематический монолог. Например, поет песенку, рассказывает о себе. По мере увеличения коллекции фигурок, переходим к диалогам, где волк например, задает вопросы лисе, а она на них отвечает.
Мы постепенно учились показывать тени по принципу: ”От простого, к сложному” Сначала- «Колобка», волка, лису, зайца, медведя, деда, бабку.
Слайды 14,15.
Осваивая руками новые фигуры, уже ставим мини-сценки или целые истории, сказки, когда количество пальчиковых персонажей уже достаточное для этого. Для примера покажу фрагменты сказки “Колобок” :
Слайд 16.
Какие возникают трудности? Детям как вы видите не всем удается точно показать кого-то. То у зайца уши “вянут”, то “ Колобку” сложно не развалиться. Если этот теневой театр только осваивается ребенком, то ему очень сложно бывает удерживать статические позы-группировки пальцев и т. д., переключаться с одного движения на другое или согласовывать их. Затруднения наблюдаются в искажении кисти, в фиксации ладони в определенном, заданном положении. Еще бывает сложно правильно распределять свое внимание “говорить и делать”. Но с каждым разом становится легче это преодолевать.
Рекомендую использовать эти пальчиковые игры на занятиях!
Слайд 17.
Использованые источники:
1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. : Педагогика, 1973. - 143 с.
2. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. // Журнал "Дошкольное воспитание" № 1, 2005
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, Москва, Издательство Родничок, 1999
4. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
5. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
6. Фомина Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М. : МГПИИЯ, 1971. - С. 36-40.
7. Титова Татьяна Дидактическое пособие «Пальчиковые игрушки «Тантамарески» www.maam.ru
8. Пособие "Театр теней на стене. 3-12 лет" 50 фигур из пальцев. Составитель: Н. Шишова.
Видео : https://www.youtube.com/embed/GwMioMVAKx8