Ильсияр Зайнуллина
Конспект мастер-класса по театрализованной деятельности на тему «Основные этапы работы над образом»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности : музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи.
Цели мастер-класса :
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
Публикация «Конспект мастер-класса по театрализованной деятельности на тему „Основные этапы работы над образом“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.
Задачи:
1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства
2. Стимулировать к поиску выразительных средствдля создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
3. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё
4. Формировать навыки импровизации.
5. Поощрение инициативы при создании образа.
Материал: видео отрывки из мультипликационных фильмов «Храбрый заяц» и «Мешок яблок», иллюстрации с изображением детей в различных эмоциональных состояниях, карточки – схемы «эмоции», маски животных – заяц, собака, мороз, волк, лев, мнемодорожки стихотворений.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер- классе «Основные этапы работы над образом». Каждому педагогу, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема, на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.
Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - заяц. Заяц - герой детских сказок, олицетворяющий добрых, но трусоватых персонажей. Часто зайцы и зайчата бывают хвастливыми и безобидными героями, которые любят приключения. Основные этапы работы над образом зайца представлены на схеме.
I. "Первый этап - Определение характера образа.
Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.
Для реализации этого этапа я использую ряд методов и приёмов, представленных на схеме. Рассмотрим один из них:
«Начитывание контрастных отрывков».
Предлагаю вам посмотреть видео отрывки из мультипликационных фильмов «Храбрый заяц» и «Мешок яблок».
- Какой предстал перед вами заяц хвастун?
( Предполагаемые ответы: воображала, невежа, зазнайка, хвастун и т. д.)
- Какого вы увидели зайца из другого отрывка?
(доброго, справедливого, неунывающего, щедрый и т. д.).
Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа , ваши дети без труда составляют образ зайца.
II. Второй этап - работа над мимикой.
Его задача научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Остановимся подробнее на приёме « Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние». Давайте разделимся на 2 подгруппы: «Храбрый заяц» и «Мешок яблок». Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа , аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа . (Выполнение задания слушателями.)
Вывод: Таким образом, мы видим, что приём «Работа с иллюстрациями» даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.
III. Третий этап - работа над голосом.
Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа . Здесь нам поможет прием - «Интонационная выразительность».
Задание для первой подгруппы - проговорить фразу зайца «Я - Заяц, я – очень смелый, я – никого не боюсь».
Задание для второй подгруппы - проговорить фразу зайца «Здесь яблок на весь лес хватит».
Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке.
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Вывод. : Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
IV. Четвёртый этап - работа над жестом и движением.
Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа . Решить эту задачу нам поможет игровой метод «Память физических действий»
Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы «Храбрый заяц».
Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее зайцу из вашей подгруппы, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ зайца из сказки «Мешок яблок»).
Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: «жест – образ».
Этюды
Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. Используем прием Инсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.
Тексты диалогов:
«Лиса и заяц»
Собака - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
Заяц- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
Собака - Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
«Мороз и заяц»
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.
Мороз - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
Заяц - Не хвастай, Мороз, не одолеешь!
Мороз - Нет, одолею!
Заяц - Нет, не одолеешь!
«Сказка про волка, зайца и ежика»
Волк - Привет, Зайчик. Ты куда идешь?
Заяц - Здравствуй, Волк. Иду в соседний лес к своему дяде. У него сегодня именины.
Волк - Так садись, я тебя подвезу.
Заяц - Слушай, Волк, по-моему, мы не туда едем. Сколько раз к дяде в гости хожу, никогда через этот старый лес не ходил.
Волк -Не переживай, это просто короткая дорога. Сейчас мы уже на месте будем.
«Подарок для самого слабого»
Лев - Ну, кто здесь самый слабый?
Заяц- Не надо, не трогай никого, потому что это я, я самый слабый в этом лесу!
Лев- Чудак, ведь я пришел заступиться за тебя»
V. Пятый этап - «Заучивание роли».
В своей практике я использую прием – мнемотехника.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста использую цветные мнемодорожки, а старшим дошкольникам предлагаю графическое схематическое одноцветное изображение.
В работе над образом с помощью этого приема можно заучивать текст роли, поскольку текст этих сказок Вы знаете, предлагаю с помощью приема «Мнемотехника» выучить стихотворение.
Перед Вами лежит мнемодорожка стихотворения. Прочтите стихотворение, соотнося слова с изображением, повторите несколько раз. А теперь повторите стихотворение, опираясь только на изображение. А теперь расскажите без опоры на наглядность.
Также можно использовать прием «Книжечка». Он используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили.
Мы рассмотрели все этапы работы над образом, а также некоторые методы и приёмы, которые помогают научить детей передавать характер персонажа разными средствами художественной выразительности.
Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:
артикуляционная гимнастика;
упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
психогимнастика;
упражнение на ритмопластику.
Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом. Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции, дети становятся раскрепощённее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.