Таисия Посашкова
Мастер-класс на тему «Ритмодекламация»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс на тему «Ритмодекламация»
"Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи" (Я. А. Коменский).
Искусство родилось не случайно. Оно всегда, даже в первобытные времена, было зеркалом жизни, отражением в художественных образах мыслей и чаяний человека. Оно сеяло зерна добра и красоты. Подлинное правдивое искусство всегда несет людям радость познания, зовет к раздумьям, к переживанию увиденного и услышанного. Каждое из искусств, чтобы обрести большую наглядность и действенность, большую доходчивость, часто вступает в союз с другими искусствами.
Публикация «Мастер-класс на тему „Ритмодекламация“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2016
Творческие занятия музыкой с дошкольниками и младшими школьниками обогатились в нашей практике двумя новыми разделами; ритмической декламацией и словотворчеством.
1. РИТМИЧЕСКАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ
Одним из основных элементов системы музыкального образования, по К. Орфу, является метод речевой ритмической декламации, базирующейся на ритмическом родстве музыки и речи. Подтекстовка помогает преодолеть ритмические трудности и одновременно является упражнением на речевое творчество. Незаметно на основе речевых рит-мов перед учащимися раскрывается без счета и абстрактных объяснений богатство метроритмических форм. Но речь идет не просто о точной ритмической имитации характерного звучания слов, а прежде всего о внутреннем эмоциональном переживании содержания слова и его эстетической и выразительной ценности. Непосредственная связь речи и музыкального ритма вызывает чувство эвритмии (приятное ощущение от согласованности ритмов). Эвритмия содействует слиянию декламации, зрительных образов и внутренних чувств в одно "полифоническое" ощущение.
Декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос: если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы, а при такой позе все звучит лучше и, до известной степени, исключается возможность говорить и петь "хныкающим" и "горловым" голосом. Все речевые упражнения проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. По Орфу, слово — элемент речи и поэзии, из которого рождается пение. Поэтому особое внимание уделяется метрической структуре слова, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию (светлому — гулкому, прозрачному — тусклому, легкому — вязкому).
2. СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом.
Основной акцент в выборе приемов деятельности приходится на движение, декламацию стихов и музыку.
Почему именно стихи? Стихи — это обязательно какой-нибудь ритм (трудовой, игровой, пульсирующий, изобразительный и т. д.). А ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.
У музыки и слова одна первооснова — интонация. Трудно определить, что возникло раньше - слово или музыкальный звук. Словесный образ и музыкальный неразделимы. А значит, чем глубже мы постигаем словесно-поэтический образ, тем легче создаем образ музыкальный, и наоборот.
Все это, вместе взятое, служит главной цели. До сих пор на уроках словесности больше внимания уделялось именно смысловой нагрузке слова. Потерялось умение дорожить самим словом, обеднилась эмоциональная окрашенность речи. Мы забыли, как учить детей интонировать. Декламация, музыкальные, ритмические игры — это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, интеллекта и воображения.
СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Игра со звуком (выявление звукописи, выразительности, мягкости, твердости, изобразительности звуков.).
2. Пропевание звуков. Работа с распевочным материалом. Дыхательные упражнения.
3. Игра "Буквы заблудились". Игра со стихами: с беглыми гласными, глухими, звонкими согласными, орфографическими ошибками. 4. Игра со словами:
а) загадывание слова жестом, действием;
б) загадывание слова синонимом;
в) интонирование слова с разным оттенком;
г) загадывание глаголов, прилагательных.
5. Придумывание за учителем новых рифм-словообразований.
6. Игра с рифмами:
а) дорифмовывание стихов;
6) игра в рифмы с мячом.
7. Передача жестами, пластикой состояния, чувства, действия.
8. Чтение стихов жестами.
9. Игра со скороговорками:
а) выявление выразительной звукописи;
б) чтение про себя, только артикулируя;
в) чтение с ритмическим сопровождением;
г) чтение с тембровым инструментальным сопровождением;
д) составление композиций, рассказов и других форм из скороговорок;
е) сочинение собственных мелодий для инструментального и вокального исполнений.
10. Декламация и "телесная игра".
Способ "телесной игры" заключается в образовании ребенком разнообразных звуков (хлопки, шлепки, щелчки, топот и т. д.). Это способ простейшей инструментальной импровизации. "Телесная игра" позволяет более интенсивно переживать ощущение эвритмии в разнообразных декламационно-двигательных, музыкально - двигательных упражнениях и играх, усиливает ощущение темпа, динамики и выразительности движения, способствует вокальной и речевой активности, вызывает чувство оптимизма.
11. Сочинение словесной музыки.
12. Словесное рисование картин.
13. Рисование под музыку.
14. Изображение красками настроения, динамики, лада, формы и т. д.
15. Иллюстрация рисунками рассказов, стихов, музыки.
16. Сочинение самостоятельных музыкальных произведений.
17. Сочинение стихов.
Используя все эти приемы на музыкальных занятиях, можно добиться больших успехов в этом направлении.