Татьяна Ульянова
Мастер-класс на тему «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N10»
Мастер – класс на тему
Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Разработала воспитатель
МБДОУ ДС N10
Ульянова Т. М.
Сасово 2020г.
Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Публикация «Мастер-класс на тему „Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Цель: дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике.
Задачи:
1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой.
2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития их творческого потенциала.
3. Распространить педагогический опыт.
4. Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
5. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Материалы и оборудование: подносы, стаканчики, пищевые красители, шприц, пипетки, подсолнечное масло, вода, растворимые шипучие таблетки, бумажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Добрый день уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию хочу предоставить мастер – классе, тема мастер класса «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста». Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании.
Как гласит китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Давайте вспомним, что же такое эксперимент?
Эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Для чего служит эксперимент?
Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с водой, которые можно использовать в работе с детьми.
Эксперимент «Радуга».
Необходимый инвентарь: конфеты «Скитлс», тарелки, вода.
Раскладываем конфеты «Скитлс» на плоской тарелке по кругу.
Льем на середину тарелки обычную воду. Наблюдаем за процессом оставляем конфетки еще на час. Видим, что они превратились в бурую мерзкую жижу. Осталось спросить у ребят, хотят ли они теперь есть эти конфеты.
Вывод: пищевая краска растворяясь окрашивает воду, тоже самое происходит с нашим желудком.
Эксперимент «Лавовая лампа»
Необходимый инвентарь: пластиковый стакан, растительное масло, вода, пищевой краситель, шипучие таблетки.
В самом начале заполняем стакан на 2/3 растительным масло. Потом доливаем холодную воду, капаем несколько капель пищевого красителя. А теперь самое интересное, чтобы оживить» нашу лавовую лампу, мы кидаем шипучую таблетку.
Вывод. Вода и масло – это жидкости с разной плотностью. Вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости. Когда ты бросил шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз. И так далее.
Необходимый инвентарь: 5 стаканчика, сахар, вода, пищевые красители.
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Вывод. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
А закончить нашу встречу я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
Спасибо за внимание и участие мастер – классе.