наталья владимировна карапетян
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
А теперь я попрошу вас поздороваться со мной, используя это же стихотворение. Думаете, что не справитесь?
В помощь вам я предлагаю схему (обговаривается весь алгоритм по схеме).
з з з
з
Здороваются
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотехники в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Использование такой схемы для воспроизведения текста - основа метода мнемотехники.
Слайд - Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Простейшие способы запоминания появились раньше, чем была изобретена письменность, что вполне естественно. Сказители, бродячие певцы, служители культов должны были держать в голове огромные объемы информации.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 – 82 гг до н. э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
В наше время объем информации возрос до невероятных размеров и поэтому интерес к мнемотехнике начинает возрождаться.
Мнемотехника происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан или в геометрии — «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.
Опыт моей работы показал, что с помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, развивать связную речь, обучать детей правильному звукопроизношению.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
СЛАЙД Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст рассказ, сказка, стих, и т. п.)
- Разучивание стихотворений, используя мнемотехнику- это одно из любимых занятий детей. Вспомните начало нашей встречи….
Таким же способом, вы можете выучить любое стихотворение с детьми. Например: СЛАЙД: Этапы работы над стихотворением :
- Чтение стихотворения.
-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.
Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
Изображения на мнемотаблице располагали : на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)
Мнемотаблицы рисовали : сам педагог (готовая форма); дети совместно со мной; самостоятельно дети.
Уважаемые коллеги, как можно использовать этот прием в работе с детьми?
(обобщение на слайде)
СЛАЙД
• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
• Заучивания стихов, потешек;
• При отгадывании и загадывании загадок;
• При пересказе текстов;
• При составлении описательных рассказов
• Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий
• Отгадывание загадок
• Проговаривание чистоговорок
• Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.
СЛАЙДЫ ВАРИАНТОВ
А сейчас мы с вами попробуем отгадать пословицы по мнемосхемам и самим составить опорную схему.
Например такая пословица…
А
1 – вариант: отгадывают по готовым схемам.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Под лежачий камень вода не бежит.
---Грибок в кузовок – зимой будет пирожок
--- Глаза боятся, а руки делают
-- Делу время, а потехе час.
-
2 – вариант: 2 педагога за столами придумывают свои схемы, которые предлагают коллегам для определения пословиц. Пословицы для составления опорных схем предложены ведущим мастер – класса.
Осень- время собирать урожай.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Очень эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. СЛАЙД - Например: мнемотаблица загадки.
1 – вариант: отгадывают по готовым схемам. 3 схемы
2 – вариант: 3 педагога за столами придумывают свои схемы, которые предлагают коллегам для отгадывания загадок. Загадки для составления опорных схем предложены ведущим мастер – класса.
Зимой и летом одним цветом?
Висит груша, нельзя скушать?
Без рук, без топоренка, построена избенка. (Гнездо)
СЛАЙД - В КОНЦЕ – ОПОРНАЯ СХЕМА И ВСЕ ЧИТАЮТ ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ
«спасибо!» -и я хочу вам пожелать- здоровья, радости, успехов!
С удовольствием отвечу на все ваши вопросы.