Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»

наталья владимировна карапетян
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

А теперь я попрошу вас поздороваться со мной, используя это же стихотворение. Думаете, что не справитесь?

В помощь вам я предлагаю схему (обговаривается весь алгоритм по схеме).

з з з

з

Здороваются

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотехники в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Использование такой схемы для воспроизведения текста - основа метода мнемотехники.

Слайд - Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Простейшие способы запоминания появились раньше, чем была изобретена письменность, что вполне естественно. Сказители, бродячие певцы, служители культов должны были держать в голове огромные объемы информации.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 – 82 гг до н. э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

В наше время объем информации возрос до невероятных размеров и поэтому интерес к мнемотехнике начинает возрождаться.

Мнемотехника происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан или в геометрии — «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

Опыт моей работы показал, что с помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, развивать связную речь, обучать детей правильному звукопроизношению.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

СЛАЙД Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст рассказ, сказка, стих, и т. п.)

- Разучивание стихотворений, используя мнемотехнику- это одно из любимых занятий детей. Вспомните начало нашей встречи….

Таким же способом, вы можете выучить любое стихотворение с детьми. Например: СЛАЙД: Этапы работы над стихотворением :

- Чтение стихотворения.

-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.

Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.

Изображения на мнемотаблице располагали : на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)

Мнемотаблицы рисовали : сам педагог (готовая форма); дети совместно со мной; самостоятельно дети.

Уважаемые коллеги, как можно использовать этот прием в работе с детьми?

(обобщение на слайде)

СЛАЙД

• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д

• Заучивания стихов, потешек;

• При отгадывании и загадывании загадок;

• При пересказе текстов;

• При составлении описательных рассказов

Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий

• Отгадывание загадок

• Проговаривание чистоговорок

• Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

СЛАЙДЫ ВАРИАНТОВ

А сейчас мы с вами попробуем отгадать пословицы по мнемосхемам и самим составить опорную схему.

Например такая пословица…

А

1 – вариант: отгадывают по готовым схемам.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Под лежачий камень вода не бежит.

---Грибок в кузовок – зимой будет пирожок

--- Глаза боятся, а руки делают

-- Делу время, а потехе час.

-

2 – вариант: 2 педагога за столами придумывают свои схемы, которые предлагают коллегам для определения пословиц. Пословицы для составления опорных схем предложены ведущим мастер – класса.

Осень- время собирать урожай.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Очень эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. СЛАЙД - Например: мнемотаблица загадки.

1 – вариант: отгадывают по готовым схемам. 3 схемы

2 – вариант: 3 педагога за столами придумывают свои схемы, которые предлагают коллегам для отгадывания загадок. Загадки для составления опорных схем предложены ведущим мастер – класса.

Зимой и летом одним цветом?

Висит груша, нельзя скушать?

Без рук, без топоренка, построена избенка. (Гнездо)

СЛАЙД - В КОНЦЕ – ОПОРНАЯ СХЕМА И ВСЕ ЧИТАЮТ ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ

«спасибо!» -и я хочу вам пожелать- здоровья, радости, успехов!

С удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень»Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень» Мнемотехника – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Это настоящая палочка-выручалочка.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 15:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем наталья владимировна карапетян (УИ 637203) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД