Получи документы

Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имен существительных»

Алла Платонова
Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы

(урок первый)

Цели:

- закрепить умение распознавать склонение и число им. существительных

- развивать умение писать безударные окончания им. существительных ед. и мн. числа.

Формируемые УУД:

- познавательные -

- формировать у учащихся умение перечислять свойства реального объекта на основании наблюдения за ним, с дальнейшим выделением существенных признаков

- формировать у учащихся умение выбирать основания и критерии для сравнивания, классификации объектов

Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе „Падежные окончания имен существительных“» размещена в разделах

- формировать у учащихся умение использовать правила в предметно-практической деятельности

- регулятивные -

- формировать у учащихся умение определять цели учебной деятельности под руководством учителя, соотносить и оценивать результаты своей деятельности с помощью учителя;

- коммуникативные -

- формировать у учащихся умение выражать свои мысли в форме устных речевых высказываний, аргументировать свою точку зрения

- формировать у учащихся умение самостоятельно принимать решения

- формировать у учащихся желание быть готовым к обсуждению разных точек зрения и к выработке общей (групповой)позиции, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать формированию продукции кооперации;

- формировать у учащихся уважительное отношение к личности партнера, освоению правил поведения, ролей и форм социальной жизни через работу в группах

- личностные -

- формировать у учащихся уважительное отношение к языку, культуре речи как национальной ценности

Ход урока:

Приветствие

1. Наблюдение и постановка проблемного вопроса

- Прочитайте предложение:

"Маленький медведка скатился по горк. ."

(на доске)

- Проанализируйте предложение:

Уч-ся высказывают свои мысли:

(-кто такой или такая медведка - насекомое, медвежонок. сказочный герой,

- глагол скатился не согласуется с предлогом по, сразу же предлагают свои варианты, объясняя в чем различие значения предлогов по и с,

- предлагают падежное окончания : и,е)

2. Постановка учебной задачи

- Какие знания нужно применить, чтобы правильно написать окончание им. существительного?

- Работа в парах (обсуждение)

- Фронтальная работа

(Все ответы детей принимаются, выбирается правильный)

- Составление алгоритма

"Чтобы правильно написать, безударную гласную в окончание им. существительного ед. числа, надо:

(на слайде учителя первые слова ответа)

1. Определится со значением….

2. Поставить в слове.

3. Определить, есть ли в. безударная гласная. Какая? (Е. И)

4. Для правильного написания окончания надо вспомнить 3. и 6.

5. Определить к какому. относится слово

6. Просклонять это слово, т. е. изменить по. с помощью. вопросов.

-Вспомним и начертим таблицу склонений.

Сколько вам потребуется в таблице строк, сколько столбцов? (2,3)

"Не закрывайте" таблицу, пока не заполните.

- Индивидуальная работа детей

Уч-ся самостоятельно чертят и заполняют таблицу склонений, сверяют с образцом учителя, проверяют друг у друга.

- Игра "Словарный футбол"

(по колонкам. на доске. на время)

- 1 колонка записывает слова 1 склонения,

- 2 колонка - 2 склонения,

- 3 колонка - 3 склонения

- Работа в группах

(на доске записывают по 10 слов, проверяют, определяют победителей)

Склонения вспомнили?

Вспомним и начертим таблицу падежей с падежными вопросами и "словами - помогалочками"

- Индивидуальная работа. Сверка с оригиналом, взаимопроверка.

- Итог

- Теперь вы, пользуясь таблицей, сможете безошибочно определить: какую же букву надо написать в окончании слова"с горки" (учитель указывает на слово в предложении на доске)

- Работа в парах. Один из учеников вписывает букву "и" на доске.

3. Формулирование темы и цели урока

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Помогут вам ответы на следующие вопросы:

(слайд 2)

- С какой частью речи работали на уроке?

- Какую часть слова изменяли по падежам?

- Работа в парах.

Вывод - "Написание безударной гласной в окончаниях имен существительных"

(слайд3)

- Давайте уточним тему:

1. -С каким числом мы сегодня работали?

(в слайде 3 появляется ". им. сущ. единственного числа")

2. - Все ли падежные окончания вызывают трудность при написании?

Какие?

(в слайде 3 появляется ". безударные окончания. ")

Вывод : (слайд 4)

Безударные окончания имен существительных единственного числа

Как вы думаете, чему вы должны научиться на текущих уроках русского языка?

Вывод:

- Как правильно написать окончание сущ. в ед. числе в безударном положении.

4. Деятельность учащихся по выполнению учебной задачи

- Распределитесь в группы по принципу "А"(4-5 человек) :

- эксперт

- секретарь

- шпаргалка

- "вопрошайка" (1-2 чел.)

Секретари, следите за временем и за оформлением.

Эксперты, следите за тем, чтобы все участники группы высказывались, ошибки исправляйте корректно.

Шпаргалки, подсказывайте только после второй неудачной попытки ответа кого-либо из группы.

"Вопрошайки", не стесняйтесь задавать вопросы и помните все, что в вопросе может быть подсказка.

(Деление не группы)

Задание №1

- Подберите 3 существительных : 1,2,3 склонения, просклоняйте их, продолжив строки таблицы.

Помните о цели урока и не тратьте время на выбор слова.

Работа в группах

Учитель корректирует работу групп, помогая разрешить проблемные моменты.

( проблема:сущ. имеющие форму только мн. числа;

сущ. в виде прилагательных (вселенная, кондитерская);суш. вида: знание, время, идея, Лидия)

- Фронтальная работа

На контроле: постановка ударения, выделение окончания. (работа секретарей)

Анализ подобранных сущ. :

- У кого окончания ударные?

- Трудно было определить окончание?

- А у кого безударные?

- Кто изменяя сущ. по падежам, пользовался словом- помоголочкой? Поставьте себе смайлик.

- Кто по памяти определял какое окончание в каком падеже нужно писать?

Поставьте себе смайлик.

5. - Задание №1 - Подведение итогов своей деятельности

- Заполним на доске таблицу падежных окончаний. Отправляйте по одному представителю от группы и вписывайте в таблицу только окончания.

Един. число Мн. ч.

падеж 1ск. 2ск. 3ск.

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

- Задание №2 - Постановка проблемного вопроса

- Поставьте каждое из ваших существительных в форму множественного числа и просклоняйте, используйте карточку-опору.

(выдаю карточки)

- Работа в группах

- Подведение итогов своей деятельности

- Кто правильно просклонял и записал окончание сущ. во множественном числе - поставьте смайлик.

- Трудно ли вам было справиться со вторым заданием? (нет)

Почему?

- А учитель вам помогал?

- Кому понравилось самостоятельно открывать новое знание?

Фронтальная работа

Вывод:

Использовали справочник, карточку - опору.

Справились самостоятельно, без помощи учителя.

(не заучивали правило, консультировались в группе, практическое упражнение помогло)

- Отработке навыка с использование опорных таблиц

Задание №3

Предлагаю достать из конверта карточки и вставить нужное окончание, используя алгоритм

(слайд №1 вывожу на экран) с последующей взаимопроверкой в паре или в тройке (по кругу)

Прошу вписать свою фамилию и фамилию проверяющего.

(Карточки №1 на каждого участника группы с разными словам (по 6 слов).

Индивидуальная работа

6. Рефлексия

- Переверните карточку и продолжите:

" Сегодня на уроке я :

- узнал,что у сущ. ___

- закрепил свои знания о___

- без осознания значения слова нельзя ___

- что изменить форму слова, значит изменить ___

- просклонять - это значит ___

- алгоритм - это ___

( слова для справок: падеж, склонение, безударная гласная в окончании, ударение, ед. число, мн. число,)

7. Подведение учащимися итогов своей деятельности

-Оцените работу своей группы.

- Поставьте смайлик, если вы работали дружно: внимательно слушали друг друга и друг другу помогали.

- Скажите спасибо тому, кто вам помог разобраться в какой-либо возникшей проблеме.

Приложение:

Карточка №1

*

рад встреч.,

плыл на корабл. ,

играл с кот. ,

шёл по дорожк. ,

смеялся от радост. ,

выросли на деревь. ,

*

приехал к тёт.,

скакал на кон. ,

лежал под куст. ,

написал об осен. ,

шел по тропинк. ,

выросли на деревь.,

*

лежал под ёлк. ,

летел на самолёт. ,

чертил по линейк. ,

подарил Марин. ,

растаял на ладон. ,

шарфы с узор. ,

*

играли на полян. ,

лежал под снег. ,

взял из библиотек. ,

застонал от бол. ,

попросил у тёт. ,

выросли на деревь.,

Оборудование:

- карточки с заданиями, заготовки для эмоциональной оценки

- «Русский язык» 4 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Москва, «Просвещение»

- проектор;

- нелинованная бумага формата А-4

Список используемой литературы:

1. «Русский язык» 4 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Москва, «Просвещение»

2. «Поурочные разработки по русскому языку» для 4 класса, И. Ф. Яценко. Т. Н. Ситникова, М. : ВАКО, 2014 год

3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

Публикации по теме:

«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью.

«Большая буква в географических названиях». Урок русского языка во 2 классе Урок русского языка во II классе Тема: Развитие умения писать большую букву в названиях стран, городов. Цели: - развивать умение писать.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Изменение имён существительных по числам» Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Число имени существительного. Цель: Знать об изменении имени существительного по числам.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова» Цель: – путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова; - развивать чувство языка, связную.

План-конспект урока английского языка в 5 классе по УМК М. З. Биболетовой План конспект урока английского языка в 5 классе УМК М. З. Биболетовой Тема урока: «Чем ты собираешься заняться?» Форма урока: комбинированный.

«Окончания имен существительных 2-го склонения». Урок русского языка в V классе коррекционной школы VIII вида 5 класс. Окончания имен существительных 2-го склонения в Р. п. Задача: учить употреблять существительные 2-го склонения в родительном падеже,.

План-конспект урока английского языка в 3 классе по теме: «Рождество в Великобритании». .

План-конспект урока английского языка в 4 классе по теме «Настоящее продолженное время в английском языке» Тема: Настоящее продолженное время в английском языке. 1. Английский язык. 2. 4 класс 3. Цель урока: Создать условия для усвоения нового.

«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе Предлагаю еще один конспект урока русского языка с презентацией, который рекомендуется провести в феврале во 2 классе. Образовательно-развивающие.

Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе Урок русского языка Тема: Склонение имён существительных. Цели урока:1. Совершенствовать умение определять падеж по вопросу и предлогу;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имен существительных»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 23:39
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имен существительных»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Платонова (УИ 330755) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД