Алла Платонова
Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
(урок первый)
Цели:
- закрепить умение распознавать склонение и число им. существительных
- развивать умение писать безударные окончания им. существительных ед. и мн. числа.
Формируемые УУД:
- познавательные -
- формировать у учащихся умение перечислять свойства реального объекта на основании наблюдения за ним, с дальнейшим выделением существенных признаков
- формировать у учащихся умение выбирать основания и критерии для сравнивания, классификации объектов
Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе „Падежные окончания имен существительных“» размещена в разделах
- Выпускной в 4 классе. Сценарии прощания с начальной школой
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Падежи
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- формировать у учащихся умение использовать правила в предметно-практической деятельности
- регулятивные -
- формировать у учащихся умение определять цели учебной деятельности под руководством учителя, соотносить и оценивать результаты своей деятельности с помощью учителя;
- коммуникативные -
- формировать у учащихся умение выражать свои мысли в форме устных речевых высказываний, аргументировать свою точку зрения
- формировать у учащихся умение самостоятельно принимать решения
- формировать у учащихся желание быть готовым к обсуждению разных точек зрения и к выработке общей (групповой)позиции, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать формированию продукции кооперации;
- формировать у учащихся уважительное отношение к личности партнера, освоению правил поведения, ролей и форм социальной жизни через работу в группах
- личностные -
- формировать у учащихся уважительное отношение к языку, культуре речи как национальной ценности
Ход урока:
Приветствие
1. Наблюдение и постановка проблемного вопроса
- Прочитайте предложение:
"Маленький медведка скатился по горк. ."
(на доске)
- Проанализируйте предложение:
Уч-ся высказывают свои мысли:
(-кто такой или такая медведка - насекомое, медвежонок. сказочный герой,
- глагол скатился не согласуется с предлогом по, сразу же предлагают свои варианты, объясняя в чем различие значения предлогов по и с,
- предлагают падежное окончания : и,е)
2. Постановка учебной задачи
- Какие знания нужно применить, чтобы правильно написать окончание им. существительного?
- Работа в парах (обсуждение)
- Фронтальная работа
(Все ответы детей принимаются, выбирается правильный)
- Составление алгоритма
"Чтобы правильно написать, безударную гласную в окончание им. существительного ед. числа, надо:
(на слайде учителя первые слова ответа)
1. Определится со значением….
2. Поставить в слове.
3. Определить, есть ли в. безударная гласная. Какая? (Е. И)
4. Для правильного написания окончания надо вспомнить 3. и 6.
5. Определить к какому. относится слово
6. Просклонять это слово, т. е. изменить по. с помощью. вопросов.
-Вспомним и начертим таблицу склонений.
Сколько вам потребуется в таблице строк, сколько столбцов? (2,3)
"Не закрывайте" таблицу, пока не заполните.
- Индивидуальная работа детей
Уч-ся самостоятельно чертят и заполняют таблицу склонений, сверяют с образцом учителя, проверяют друг у друга.
- Игра "Словарный футбол"
(по колонкам. на доске. на время)
- 1 колонка записывает слова 1 склонения,
- 2 колонка - 2 склонения,
- 3 колонка - 3 склонения
- Работа в группах
(на доске записывают по 10 слов, проверяют, определяют победителей)
Склонения вспомнили?
Вспомним и начертим таблицу падежей с падежными вопросами и "словами - помогалочками"
- Индивидуальная работа. Сверка с оригиналом, взаимопроверка.
- Итог
- Теперь вы, пользуясь таблицей, сможете безошибочно определить: какую же букву надо написать в окончании слова"с горки" (учитель указывает на слово в предложении на доске)
- Работа в парах. Один из учеников вписывает букву "и" на доске.
3. Формулирование темы и цели урока
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Помогут вам ответы на следующие вопросы:
(слайд 2)
- С какой частью речи работали на уроке?
- Какую часть слова изменяли по падежам?
- Работа в парах.
Вывод - "Написание безударной гласной в окончаниях имен существительных"
(слайд3)
- Давайте уточним тему:
1. -С каким числом мы сегодня работали?
(в слайде 3 появляется ". им. сущ. единственного числа")
2. - Все ли падежные окончания вызывают трудность при написании?
Какие?
(в слайде 3 появляется ". безударные окончания. ")
Вывод : (слайд 4)
Безударные окончания имен существительных единственного числа
Как вы думаете, чему вы должны научиться на текущих уроках русского языка?
Вывод:
- Как правильно написать окончание сущ. в ед. числе в безударном положении.
4. Деятельность учащихся по выполнению учебной задачи
- Распределитесь в группы по принципу "А"(4-5 человек) :
- эксперт
- секретарь
- шпаргалка
- "вопрошайка" (1-2 чел.)
Секретари, следите за временем и за оформлением.
Эксперты, следите за тем, чтобы все участники группы высказывались, ошибки исправляйте корректно.
Шпаргалки, подсказывайте только после второй неудачной попытки ответа кого-либо из группы.
"Вопрошайки", не стесняйтесь задавать вопросы и помните все, что в вопросе может быть подсказка.
(Деление не группы)
Задание №1
- Подберите 3 существительных : 1,2,3 склонения, просклоняйте их, продолжив строки таблицы.
Помните о цели урока и не тратьте время на выбор слова.
Работа в группах
Учитель корректирует работу групп, помогая разрешить проблемные моменты.
( проблема:сущ. имеющие форму только мн. числа;
сущ. в виде прилагательных (вселенная, кондитерская);суш. вида: знание, время, идея, Лидия)
- Фронтальная работа
На контроле: постановка ударения, выделение окончания. (работа секретарей)
Анализ подобранных сущ. :
- У кого окончания ударные?
- Трудно было определить окончание?
- А у кого безударные?
- Кто изменяя сущ. по падежам, пользовался словом- помоголочкой? Поставьте себе смайлик.
- Кто по памяти определял какое окончание в каком падеже нужно писать?
Поставьте себе смайлик.
5. - Задание №1 - Подведение итогов своей деятельности
- Заполним на доске таблицу падежных окончаний. Отправляйте по одному представителю от группы и вписывайте в таблицу только окончания.
Един. число Мн. ч.
падеж 1ск. 2ск. 3ск.
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
- Задание №2 - Постановка проблемного вопроса
- Поставьте каждое из ваших существительных в форму множественного числа и просклоняйте, используйте карточку-опору.
(выдаю карточки)
- Работа в группах
- Подведение итогов своей деятельности
- Кто правильно просклонял и записал окончание сущ. во множественном числе - поставьте смайлик.
- Трудно ли вам было справиться со вторым заданием? (нет)
Почему?
- А учитель вам помогал?
- Кому понравилось самостоятельно открывать новое знание?
Фронтальная работа
Вывод:
Использовали справочник, карточку - опору.
Справились самостоятельно, без помощи учителя.
(не заучивали правило, консультировались в группе, практическое упражнение помогло)
- Отработке навыка с использование опорных таблиц
Задание №3
Предлагаю достать из конверта карточки и вставить нужное окончание, используя алгоритм
(слайд №1 вывожу на экран) с последующей взаимопроверкой в паре или в тройке (по кругу)
Прошу вписать свою фамилию и фамилию проверяющего.
(Карточки №1 на каждого участника группы с разными словам (по 6 слов).
Индивидуальная работа
6. Рефлексия
- Переверните карточку и продолжите:
" Сегодня на уроке я :
- узнал,что у сущ. ___
- закрепил свои знания о___
- без осознания значения слова нельзя ___
- что изменить форму слова, значит изменить ___
- просклонять - это значит ___
- алгоритм - это ___
( слова для справок: падеж, склонение, безударная гласная в окончании, ударение, ед. число, мн. число,)
7. Подведение учащимися итогов своей деятельности
-Оцените работу своей группы.
- Поставьте смайлик, если вы работали дружно: внимательно слушали друг друга и друг другу помогали.
- Скажите спасибо тому, кто вам помог разобраться в какой-либо возникшей проблеме.
Приложение:
Карточка №1
*
рад встреч.,
плыл на корабл. ,
играл с кот. ,
шёл по дорожк. ,
смеялся от радост. ,
выросли на деревь. ,
*
приехал к тёт.,
скакал на кон. ,
лежал под куст. ,
написал об осен. ,
шел по тропинк. ,
выросли на деревь.,
*
лежал под ёлк. ,
летел на самолёт. ,
чертил по линейк. ,
подарил Марин. ,
растаял на ладон. ,
шарфы с узор. ,
*
играли на полян. ,
лежал под снег. ,
взял из библиотек. ,
застонал от бол. ,
попросил у тёт. ,
выросли на деревь.,
Оборудование:
- карточки с заданиями, заготовки для эмоциональной оценки
- «Русский язык» 4 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Москва, «Просвещение»
- проектор;
- нелинованная бумага формата А-4
Список используемой литературы:
1. «Русский язык» 4 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Москва, «Просвещение»
2. «Поурочные разработки по русскому языку» для 4 класса, И. Ф. Яценко. Т. Н. Ситникова, М. : ВАКО, 2014 год
3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения