Елена Демяненко
Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с понятием сложные слова
Цель:
– путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова;
- развивать чувство языка, связную речь, орфографическую зоркость, память, внимание;
- воспитание познавательного интереса.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
. Актуализация знаний.
4 5
1. Оргмомент (обратить внимание на посадку)
Школьный прозвенел звонок, начинается урок.
2. Повторение. Минутка красивого письма.
Чтоб красиво написать,
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Знакомство с понятием „сложные слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Пальчики бы нам размять. Пальчиковая гимнастика. (ЗСТ)
В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.
Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.
(на слайде №2) появляется задание
Безударные согласные
- Вспомните полные названия этих орфограмм. (Словарно-орфографическая работа)
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы скорее их найдите,
Правильно слова спишите.
Снек, снежынка, снигопат, снигохот.
–Обозначьте орфограмму.
Ученик работает у доски. Запишите слова. Напишите правильно. Подчеркните орфограммы. (обратить внимание на посадку)
- Какие ещё орфограммы встретились в словах?
3. Работа в парах. Игра «Шифровальщики».
Чтоб внимательными стать,
Будем мы сейчас играть.
- Запишите в виде схем слова с названными орфограммами. (Учитель следит за посадкой детей)
(- Взаимопроверка, сверка – документ-камера)
Сам. работа - Что можем сказать о записанных словах? Выделите корень. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
3 4 1 3 3
1. Мини- исследование (Лингвистический эксперимент)
– Я увидела в тетрадях учеников следующее: (Слайд №3)
снегопад, снегоход
снегопад, снегоход
- Что вызвало удивление? Над чем вы задумались? – Какой вопрос возникает? - Кто из учеников прав? Сколько корней в словах?
(Слайд № 4, фото)
- Когда употребляют в речи слово снегопад? (когда падает долго снег) Запишите: Снегопад – падает снег Выделите корень. Сколько корней у слов?
- Как понимаете смысл слова снегоход? Что так называют? - От каких слов произошло это название? Снегоход – (вид машины, которая) ходит по снегу. Выделите корень. Сколько корней у слов?
Тогда, кто из детей был прав? Сколько корней у этих слов?
2. Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.
– Как бы вы назвали такие слова?
– Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов.)
Предположите, какова тема нашего урока. Запишите тему урока.
– Составим план урока. (Слайд № 5)
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
3. Работа с определением (с. 106).
Работа в группе. – Прочитайте название этих слов на с. 106.
– Какие слова называются сложными?–Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой Придумайте, схему к этим словам. (проект обозначения орфограммы). Показ – документ-камера)
Приведите свой пример сложного слова.
Физминутка. Двигательная активность (ЗСТ) Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
II. Развитие умений – применение знания. 1 3 4 1
1. Игра «Разгадай загадку слова»
Работа по учебнику. Упр. 122. – Какие слова с двумя корнями встретились? Как запишем? – Из каких слов сложилось это слово?
– Сколько в нём корней? (Два.)
– Выпишите это слово и выделите в нём корни.
Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова. (внимание учителя на осанку учащихся)
Задание (на слайде №6) Упр. 123- в парах. – В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.) – Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)
– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)
– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? ( В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.)
Физминутка для глаз в режиме стоя. (ЗСТ)
Работа в группах. Творческое задание. Упр. 124. Объясните значение сложных слов, составьте с ними предложение и запишите. Проверьте, как написали сложные слова. Выделили корень, орфограммы. Объясните, каким правилом пользовались. (Учитель следит за посадкой детей)
Проверка- документ-камера. –
Орфографическая работа: выписать из своих предложений слова к схемам (Игра «Шифровальщик»)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
4 4
–Вспомните, о каких словах вы сегодня узнали в режиме стоя.
– Что такое сложные слова? (слайд №) Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».
– Кто из героев прав?
Афанасий хочет узнать:
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения?- Какие задания понравились?
– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
V. Домашнее задание. Творческое задание. Сочинить сказку про сложные слова. (обязательно их использовать в письменной речи).