Лучший педагог года

Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова»

Елена Демяненко
Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с понятием сложные слова

Цель:

– путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова;

- развивать чувство языка, связную речь, орфографическую зоркость, память, внимание;

- воспитание познавательного интереса.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД,

. Актуализация знаний.

4 5

1. Оргмомент (обратить внимание на посадку)

Школьный прозвенел звонок, начинается урок.

2. Повторение. Минутка красивого письма.

Чтоб красиво написать,

Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Знакомство с понятием „сложные слова“» размещена в разделах

Пальчики бы нам размять. Пальчиковая гимнастика. (ЗСТ)

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.

Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.

(на слайде №2) появляется задание

Безударные согласные

- Вспомните полные названия этих орфограмм. (Словарно-орфографическая работа)

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

Снек, снежынка, снигопат, снигохот.

–Обозначьте орфограмму.

Ученик работает у доски. Запишите слова. Напишите правильно. Подчеркните орфограммы. (обратить внимание на посадку)

- Какие ещё орфограммы встретились в словах?

3. Работа в парах. Игра «Шифровальщики».

Чтоб внимательными стать,

Будем мы сейчас играть.

- Запишите в виде схем слова с названными орфограммами. (Учитель следит за посадкой детей)

(- Взаимопроверка, сверка – документ-камера)

Сам. работа - Что можем сказать о записанных словах? Выделите корень. Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

3 4 1 3 3

1. Мини- исследование (Лингвистический эксперимент)

Я увидела в тетрадях учеников следующее: (Слайд №3)

снегопад, снегоход

снегопад, снегоход

- Что вызвало удивление? Над чем вы задумались? – Какой вопрос возникает? - Кто из учеников прав? Сколько корней в словах?

(Слайд № 4, фото)

- Когда употребляют в речи слово снегопад? (когда падает долго снег) Запишите: Снегопад – падает снег Выделите корень. Сколько корней у слов?

- Как понимаете смысл слова снегоход? Что так называют? - От каких слов произошло это название? Снегоход – (вид машины, которая) ходит по снегу. Выделите корень. Сколько корней у слов?

Тогда, кто из детей был прав? Сколько корней у этих слов?

2. Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

– Как бы вы назвали такие слова?

Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов.)

Предположите, какова тема нашего урока. Запишите тему урока.

– Составим план урока. (Слайд № 5)

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

3. Работа с определением (с. 106).

Работа в группе. – Прочитайте название этих слов на с. 106.

– Какие слова называются сложными?–Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой Придумайте, схему к этим словам. (проект обозначения орфограммы). Показ – документ-камера)

Приведите свой пример сложного слова.

Физминутка. Двигательная активность (ЗСТ) Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

II. Развитие умений – применение знания. 1 3 4 1

1. Игра «Разгадай загадку слова»

Работа по учебнику. Упр. 122. – Какие слова с двумя корнями встретились? Как запишем? – Из каких слов сложилось это слово?

– Сколько в нём корней? (Два.)

– Выпишите это слово и выделите в нём корни.

Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова. (внимание учителя на осанку учащихся)

Задание (на слайде №6) Упр. 123- в парах. – В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.) – Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)

– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)

– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? ( В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.)

Физминутка для глаз в режиме стоя. (ЗСТ)

Работа в группах. Творческое задание. Упр. 124. Объясните значение сложных слов, составьте с ними предложение и запишите. Проверьте, как написали сложные слова. Выделили корень, орфограммы. Объясните, каким правилом пользовались. (Учитель следит за посадкой детей)

Проверка- документ-камера. –

Орфографическая работа: выписать из своих предложений слова к схемам (Игра «Шифровальщик»)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

4 4

–Вспомните, о каких словах вы сегодня узнали в режиме стоя.

– Что такое сложные слова? (слайд №) Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

– Кто из героев прав?

Афанасий хочет узнать:

– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения?- Какие задания понравились?

– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?

V. Домашнее задание. Творческое задание. Сочинить сказку про сложные слова. (обязательно их использовать в письменной речи).

Публикации по теме:

Дидактическая игра-презентация Дидактическая игра-презентация «НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ» по развтию речи. Цель игры: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.

Презентация «Осенняя пора!» Проектная работа: Развитие коммуникативной функции речи в совместной образовательной деятельности посредством художественного слова. «Осенняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова»
Опубликовано: 31 января 2015 в 18:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Демяненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД