Коновалова Кристина Евгеньевна
Мастер-класс «Музыкально-коммуникативные игры для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1г. Барабиснк, Новосибирской области
Мастер-класс
«Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей
дошкольного возраста»
Разработала:
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №1
Коновалова К. Е. г. Барабинск
Публикация «Мастер-класс „Музыкально-коммуникативные игры для дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Название мастер-класса : «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей дошкольного возраста»
Участники: воспитанники старшей группы
Место проведения: МБДОУ детский сад №1
Педагогические технологии: здоровье сберегающие (ритмика, физкультминутка, музыкотерапия, личностно-ориентированные, технология «Синтез искусств» (слушание музыка, пение, танцы, игровые технологии.
Введение
Музыкальная игра занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыка придает особую выразительность движению детей в игре, в танце, воздействует на чувства детей, углубляет представление о различных явлениях природы, способствует воспитанию у детей правильного отношения к окружающему миру. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкальная игра, построенная на основе музыкально – ритмических движений, является превосходным средством развития музыкально – ритмических способностей детей.
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, развитие социальных навыков, их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Поэтому музыкальная коммуникативная игра — синтез музыки с речью, движением, с пространственными и зрительными ощущениями ребёнка.
Цель: включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств
Задачи: развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки
Теоретическая часть
Музыкальные коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включением в общий сюжет песенок, танцев, которые помогают воплотить замысел игры.
Это могут быть игры-забавы, типа фольклорных потешек и прибауток. Сочетая в них пение и музыку с игровыми шутливыми действиями, взрослый создает эмоционально - выразительную, яркую, непринужденную обстановку. Такие игры помогают заинтересовать, эмоционально увлечь ребят, переключить их внимание, снять утомление, создать приподнятое настроение.
Детский игровой фольклор учитывает возрастные психологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Фольклор способствует освоению навыков сотрудничества и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера и множество других качеств, необходимых ребёнку для полноценного самоощущения в детском коллективе.
Музыкальные коммуникативные игры основаны на методах и приёмах, найденные и сформулированные немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, Музыкальные коммуникативные игры успешно развивают принципы игровой народной педагогики. Педагогической философией Карла Орфа является опора на игру и активную творческую деятельность детей.
Правило для взрослого, организовывающего игры – не навязывать детям свой темп игры перехода от одного её этапа к другому, дать возможность детям пребывать в стихии игры и собственной фантазии столько, сколько им понадобится. Главным является само включение ребёнка в творческий процесс-игру, результат которой – удовольствие, получаемое ребёнком от реализации своих возможностей в процессе творческого взаимодействия с другим.
Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.
Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия — порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми.
Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.
В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия.
Это исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.
Практическая часть
Игра «Бабочка»
Дети ходят хаотично под музыку по залу, как музыка заканчивается и появляется фигура на экране, какая фигура изображена такую и дети строят чередуя цвета. (например, если изображен круг то дети выстраиваются в таком порядке чтобы получился круг, но чередуя цвета например голубой и розовый)
Игра продолжается.
Игра «Музыкальные классики»
На полу выложены квадраты и линии 3 – х цветов, фигуры также означают длительности, когда начинается музыка ребёнок должен пройти эти фигуры так, чтобы совпасть с ритмом музыки.
Игра «Передай настроение другу»
Дети сидят в кругу на стульях, держа в руках спортивные мешочки, как только начинается музыка дети передают мешочки из рук в руки, при этом совпадая с ритмом музыки, на определённом моменте музыки дети останавливают передачу мешочков и продолжают выполнять движения руками, похлопывая друг другу по коленкам и в воздухе разгибать ладошки, делать эти движения тоже нужно в соответствии с ритмом музыки.
Данная игра развивает мышление, фантазию, чувство ритма и слух дошкольника. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, стать более открытым для общения, игра позволяет достичь положительного эмоционального настроя детей, доброжелательного отношения друг к другу, повышение самооценки неуверенных в себе детей.
Эффективное использование данного материала позволяет достичь легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
3. Итог мастер-класса. Подводя итоги нашего мастер – класса, предлагаю вам оценить увиденное. Продолжение игр с детьми.
Список литературы:
1. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей : Избранные статьи о музыкальном просвещении и Образовании. – Л. – М., 1986.
2. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение : Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
3. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург, 2000г.
4. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. – М., 1992.
5. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников : Сост. Е. М. Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.
6. Образовательная область «Музыка». Методический комплект программы «Детство». Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 г.
7. Программа «Детство» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023г.