Пархоменко Виктория
Мастер-класс «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте коллеги! Сегодня с радостью хочу поделиться с вами опытом использования мнемотехники в развитии музыкальных способностей детей. Показать этапы работы т различные варианты использования мнемотаблиц в музыкальной деятельности. Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
1. Тема "Использование технологии мнемотехники в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.»
2. Цель – продемонстрировать педагогическую ценность технологии мнемотехники в развитии музыкальных способностей детей.
3. Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Мнемотехника“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
-Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
- Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития музыкальных способностей.
-Создание условий для плодотворного общения
- Участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
4 Приходится часто слышать от воспитателей и родителей о трудностях, которые возникают у детей в заучивании текстов любимых песен. Это объясняется тем, что у детей преобладает зрительная память и воображение, а слуховая память менее развита, поэтому им сложно воспринимать текст на слух. Что делает актуальным поиск современных технологий, которые позволили бы развить детскую память.
5. Используя разные технологии в работе с детьми, я пришла к выводу, что мнемотехника наиболее результативна.
6. МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем музыкальной памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
6. Актуальность использования данной технологии заключается не только в развитии ассоциативного мышления, воображения, обогащении словарного запаса и формированию связной речи и развитию мелкой моторики рук, но и в развитии музыкальных способностей.
7. Если ребёнку сложно запомнить текст песни, то с нарисованными к нему наглядными образами и символами эффективность запоминания увеличивается.
8. В нашем случае мнемотехника – эффективнее решение вопроса запоминания структуры песни.
9. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям
.
10. Мнемотехника строится от простого к сложному:мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. (слайд)
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения (слайд)
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.) (слайд)
11. Алгоритм работы с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:
1. Прослушивание новой песни.
2. Беседа о характере песни и ее содержании.
3. Рассматривание таблиц и наглядных образов
а) определение текстового значения каждого символа.
б) осуществление перекодирования информации, те. Преобразование из абстрактных символов в образы. Составляя схемы я подбираю опорные символы так, чтобы нарисованное было понятно детям и вызывало у них наглядную ассоциацию.
4. Разучивание текста песен и мелодии по фразам при помощи соответствующих тексту и мелодии символов.
5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы. Для того, чтобы спеть мнемотаблицу, можно рисовать стрелочки. Они помогают ребенку увидеть движении мелодии, и он может управлять певческим голосом.
6. Закрепление новой песни при помощи выкладывания и рисования символов в соответствии с текстом. После того, когда дети усвоят эту технологию запоминания, они сами могут нарисовать мнемотаблицу песни. Сначала с помощью музыкального руководителя, а затем самостоятельно.
19. Сейчас мы на практике поупражняемся в составлении мнемотаблицы при разучивании текста песни. Для этого мне понадобиться 6 человек. Прошу пройти к столу.
Кто мне напомнит, какой первый этап? (прослушивание новой песни)
а) Прослушивание
Как вы считаете, какой вопрос можно задать детям? (варианты вопросов) Совершенно верно. И вот когда, все таблицы и символы рассмотрены и определено содержание, можно приступить к составлению мнемотаблицы.
б) Сейчас мы поупражняемся в составлении мнемотаблиц по фразам. (пою, составляют, пропеваем вместе. Когда вся таблица составлена исполняют весь куплет)
в) А сейчас мы с вами не просто составим мнемотаблицу, а нарисуем ее. (Проводится вся та же работа, но уже с рисованием символов)
Вы молодцы! Отлично справились со всеми заданиями.
20. Мнемотехнику можно использовать в самостоятельной музыкальной деятельности в виде игр, включив в развитие музыкальной среды методические пособия.
В одной из таких игр я предлагаю поучаствовать всем участникам конкурса, уважаемое жюри тоже просим присоединиться к нам.
На экране вы видите мнемотаблицы, ваша задача отгадать, какая песня спрятана в каждой из них. (под фонограмму исполняют все вместе)
Потрясающе! И с этим заданием все справились превосходно!
21. Технологию мнемотаблиц применяются мною и в других видах музыкальной деятельности.
На занятиях по Логоритмике по схемам дети легко запоминают стихи, для декламационного чтения.
22. Так же мнемосхемы являются незаменимыми помощниками в обучении метроритма
23 В игре на музыкальных инструментах
24 и даже в постановке танцев.
25Я надеюсь, что после мастер-класса, продемонстированная мною техника найдет отклик и в вашей работе. Используя технологию мнемотехники вы однозначно повысите уровень запоминания детьми текстов песен и мелодий, научите их анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предмета. А самое главное вы и дети получите огромное удовольствие от совместной деятельности!