наталья макаева
Консультация для педагогов «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Макаева Н. И
Слайд 1 Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши - дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.
С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приему мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. Что такое мнемотехника?
Публикация «Консультация для педагогов „Мнемотехника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Слайд 2. Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих общем памяти путем образования ассоциаций (связей).
То есть это своего рода конспекты в картинках. Эта технология органично встраивается в воспитательно -образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей.
Слово «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 3 Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Слайд 4 Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Слайд 5 Структура мнемотехники. Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.
С яслей, младших групп начинают использовать мнемоквадраты.
Мнемоквадраты – это яркие одиночные изображения, это отдельный рисунок с определенной информацией, которое означает одно слово, словосочетание или предложение.
Самые известный мнемоквадрат, который знаком каждому – это знаки зодиака. Они помогают узнать, каким талантами и отличительными чертами мы обладаем.
. В детском саду на шкафчиках, кроватках, в умывальных комнатах над полотенцами изображены какие – либо красочные предметы. Таким образом, каждый ребенок запоминает, что его вещи в группе – те, которые находятся под определенной картинкой, т. е. дети и взрослые ориентируются по ярким мнемоквадратам.
Картинки с изображением последовательных действий начинают применять также с младшей группы ДОУ. На них могут быть изображены процессы мыть рук, одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.
Слайд 6 Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки.
Мнемодорожки – это уже квадраты из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения, разучить стихи, загадки и прочее, выполнить алгоритм действий.
В средней группе начинают работать с мнемотаблицами.
.Слайд 7 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Она представляет собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.
Слайд 8 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Слайд 9 Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращается время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений текстов.
Слайд 10, 11, 12 Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной деятельности, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы бывают двух видов :
1-обучающие, содержат познавательный материал;
2-развивающие, содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.
Слайд 13 Правила занятия по мнемотаблицам.
Для того, чтобы занятия мнемотехников приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:
1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после из успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возрасте, не должно превышать 9.
4. Не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только пожеланию ребенка.
Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в первый день могут использоваться таблицы на тему «осень», во второй –на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.
Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для:
- обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов;
- в режимных моментах;
- в самостоятельной деятельности.
Таким образом, в результате использования мнемотаблиц :
-расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приемы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребенок с раннего детства познакомится с этой методикой, тогда большие объемы информации точно не вызовут в нем растерянности и ужаса. Все новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее.