Ольга Чудакова
Конспект мастер-класса «Использование кубиков Блума для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс :
«Использование кубиков Блума для развития речи детей дошкольного возраста»
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на моём мастер – классе по теме : «Использование кубиков Блума для развития речи детей дошкольного возраста».
Публикация «Конспект мастер-класса „Использование кубиков Блума для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. уровень числа дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Поэтому работа по развитию речи детей на сегодняшний день является одной из важных.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить методику для развития речи детей, которая называется - Кубик Блума.
Цель: ознакомление с новой технологией Кибик Блума, повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать кубик Блума в образовательной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование «Кубика Блума» в воспитательно – образовательном процессе дошкольников.
Оборудование: кубик Блума, презентация, памятки.
Ход мастер-класса :
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Сфера Познания», в ней он впервые рассказал о «Кубике Блума» — это способ формулировки задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы.
Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написано:
-Назови….Почему….Объясни….Предложи….Придумай….Поделись….
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Остановимся подробнее на классификации вопросов согласно теории Блума.
Назови. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Почему. нужно описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия.
Наиболее удобно применять этот приём на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. (пример проект «Безопасная азбука»)
Возможны два варианта применения:
-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. (Кубик Блума «День Матери»)
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Сейчас, приступим к практической части нашего мастер-класса.
На примере кубика Блума на тему : «Год педагога и наставника 2023», я покажу вам, как можно использовать Кубик Блума на начальном этапе работы. Я бросаю кубик и называю вопросы в соответствие с выпавшей гранью. Вы отвечаете на поставленный вопрос.
Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.
Теперь, я хочу показать, другой вариант применения «Кубик Блума». Данный вариант можно использовать в старшей и подготовительной к школе группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.
Мы разделимся на 2 группы. Одна группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А вторая группа будет отвечать на вопросы. Всем ли понятны правила -O- Тема нашего итого занятия «Зима».
1. НАЗОВИ
-Назовите три зимних месяца -Почему зимой идет снег
— Назовите, что одевают люди зимой
-Назовите, зимние природные явления
-Назовите, какие приметы зимы вы знаете
-Назовите, какая погода бывает зимой
2. ПОЧЕМУ
-Почему люди зимой одеваются тепло
-Почему перелетные птицы улетают на юг
-Почему зимой день короткий, ночь длинная
-Почему зимой не мерзнут животные
-Почему, некоторые животные меняют цвет шерсти
3. ОБЪЯСНИ
-Объясни, что будет если зимой надевать панамки, футболки, шорты, сандали
.— Объясни, будет с зайцем, если он не поменяет
— Объясни, из чего состоит снег
-Объясни, что такое лед
4. ПРЕДЛОЖИ
-Предложи способ применения снега, льда?
-Предложи свои предметы зимней одежды
–Предложи, как можно облегчить жизнь птиц и цвет шерсти животных зимой?
-Предложи способы передвижения зимой.
5. ПРИДУМАЙ
-Придумай загадку о зиме
-Придумай зимние слова (снежинка, мороз, снеговик, метель, вьюга, снегурочка, сугроб,
-Какую характеристику можно дать зиме
-Придумай, в какие игры бы ты играл зимой
-Придумай, как изменится планета, если все время будет зима
6. ПОДЕЛИСЬ
— Поделись своими впечатлениями о зимних праздниках
-Мне очень понравилось зима, потому что …
Вывод:
Я очень рада, что вам понравился мой мастер-класс. Мне кажется, что мне удалось увлечь вас. И надеюсь в дальнейшем вы будете использовать эту технологию для развития речи детей.
Как мы видим «Кубик Блума» — это действенный прием, методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия, может использоваться в качестве рефлексии или фрагментарной проверки заданной темы.
Спасибо за внимание.