Ольга Геннадьевна Макарова
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Координация слуха и голоса как основа развития чистоты интонирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Координация слуха и голоса, как основа развития чистоты интонирования»
Введение.
Существуют музыкальные способности, которые способствуют успешной музыкальной деятельности ребенка дошкольника: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память, динамический слух.
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Координация слуха и голоса как основа развития чистоты интонирования“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Определённую сложность представляет развитие музыкально - слуховых представлений – воспроизведение и точное интонирование мелодии. Любые способности формируются на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических способностей человеческого организма. У некоторых детей уже на первом году жизни они проявляются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, и это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других – позже. Задатки к музыкальной деятельности есть у всех! У нас одинаково устроен слуховой и голосовой аппарат, каждый человек способен ощущать ритм – ведь сердце у людей стучит в определенном ритме. А вот разовьются ли эти задатки в музыкальные способности – это уже зависит от того, были ли созданы для этого определенные условия.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя», с мышечным напряжением, русский физиолог И. М. Сеченов подчеркивает инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».
1. Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно.
Одним из важных моментов в работе является личный пример. Дети должны слышать выразительное, правильное и красивое пение педагога и звучание хорошо настроенного инструмента. Затем они поют вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.
Конечно, сейчас очень много различных фонограмм, "минусовок и плюсовок. Но, я считаю, что живое пение, ничто и никогда не сможет заменить. Дети во всем стараются подражать взрослым. И, чтобы дети пели правильно и чисто, задача педагога своим исполнением привлечь детей к пению.
Т. е., музыкальный руководитель должен иметь красивый голос, хорошо им владеть. И тогда дети будут петь чисто, выразительно и с радостью.
Именно в пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно развивается интонационный слух-одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна.
2. Охрана детского певческого голоса.
Пение-это сложный процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как кровообращение, дыхание, эндокринная система. Важно, чтобы голосообразование было правильно организовано. Чтобы ребенок пел легко, с удовольствием, без напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
Охрана детского голоса была и есть главным вопросом. В дошкольном возрасте певческий аппарат ребенка анатомически и функционально только начинает складываться (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Поэтому, организуя певческую деятельность детей дошкольного возраста, музыкальный руководитель должен уделять большое внимание задачам охраны детского голоса.
-Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе (нельзя петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.)
-Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях.
-Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна.
-При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т. к. можно навредить здоровью ребёнка.
Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует:
1. продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. 2. правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. 3. следить, чтобы дети пели без напряжения,
4. следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса; добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.)
5. беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т. д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3, на праздниках (не более 4-5);
3 .Возрастные особенности развития певческого голоса и слуха детей дошкольного возраста.
Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям,
как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое, нефорсированное, ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.
Для того чтобы успешно осуществлять эту работу, необходимо знать
Третий и четвертый год жизни.
Голосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Дыхание слабое, поверхностное. Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края - отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания.
Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа). Так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо.
В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала.
Он должен отличаться доступностью по тексту, певческому диапазону (ре – ля 1 октавы) Песни должны простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок, короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.
В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств, предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.
Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу.
Пятый год жизни.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си). Дыхание стало более организованным, хотя все ещё довольно поверхностное. У детей расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способностью свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстояние октавы, сексты и даже квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, удерживать интонацию на одном звуке, уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок, правильно брать дыхание перед началом пения, и между музыкальными фразами. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню. Дети могут выделять вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
Шестой и седьмой год жизни.
На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен. Это способствует музыкально-слуховому развитию.
Совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает положительное влияние и на формирование голосового аппарата. Дети 6-7 лет могут петь в диапазоне (до,ре – си 1 октавы, до 2 октавы, низкие звуки звучат более протяжно, удобными являются звуки (ми) фа-си. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком.
В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это понятие более обширно, чем музыкальный слух.
Вокальный слух – способствует умению различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске. "Вокальный слух, это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукообразования. "
Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизведению, к улучшению качества пения.
У многих дошкольников недостаточно развит вокальный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука.
Таким образом, координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения-разминки уже с раннего возраста.
4. Упражнения-разминки.
С помощью этих упражнений дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями. У них развивается мелодический слух. Дети учатся определять движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности,
Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.
В процессе упражнений участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов) Если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т. е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.
Вокальные разминки включают в себя: элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики, скороговорки, пение небольших попевок, песенок, а так же музыкальную логоритмику. Каждая вокальная разминка - призвана увлечь детей, повысить их интерес к обучению, активность и эмоциональную отзывчивость. Вокальные разминки обязательно сопровождаются показом педагога.
Вот пример построения некоторых вокальных разминок.
Вокальная разминка «Семья» (для детей 5-7 лет)
Педагог: Сегодня воскресенье. Ура! Вся семья в сборе. И у всех - выходной. Этот пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик - папочка, этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! (Руку сжать в кулак, по очереди разжимать пальцы. В конце помахать ладошкой).
Мама встала раньше всех. Она открыла окно, чтобы проветрить комнату. Упражнение «Окошко» (открыть широко рот и на выдохе произнести звук «А_а-а». «Окошко» открывается и закрывается).
Потом к нам в гости пришли бабушка и дедушка. Бабушка захотела порадовать нас вкусными блинчиками. Сначала она замесила тесто. Упражнение «Месим тесто» (улыбнуться, пошлёпать языком между губами: «пя-пя-пя-пя»).
Потом мы все вместе пекли блинчики. Упражнение «Блинчики» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).
Как вкусно есть блинчики с вареньем! Упражнение «Вкусное варенье» (улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу).
Мы пили чай из красивых чашек. Упражнение «Чашечка» (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т. е. слегка приподнять кончик языка).
После завтрака мы с папой и дедушкой стали надувать шарики. Упражнение «Воздушный шарик» (взять дыхание носом, положить руку на живот. Воздух идёт в живот. Медленно, спокойно и бесшумно выдыхать воздух).
Потом мы все вместе качались на качелях. Упражнение «Качели» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка спрятать за верхние зубы, переместить за нижние зубы. Чередовать).
Потом мы все вместе пошли гулять. На улице мы собрали красивый букет из осенних листьев. Музыкальная логоритмика «Листочки»
Жёл-ты-е лис-точ-ки под но-ги ле-тят, Кру-жат-ся лис-точ-ки – жёл-тый лис-то-пад. (Хлопать ритм и петь на 2-3 звуках, можно добавить игру на ДМИ).
По листикам прыгали воробьи. Музыкальная логоритмика «Воробей» (Петь несложную мелодию на 2-3 звуках и выполнять движения) Чик-чирик, чик-чирик (2 полуприсед. с лёгкими взмахами кистей внизу) По листочкам прыг да прыг (шлепки по коленям). На дорожке крошки съел (одной рукой сделать клювик, клевать с ладошки) И под крышу улетел (лёгкие взмахи кистей).
Возле мясного магазина мы увидели рыжего кота. Он сидел на крылечке и облизывался. Кот был очень толстый, потому что его все подкармливали. Музыкальная логоритмика «Рыжий кот» Толс-тый ры-жий кот всё под- ряд жу-ёт, И со-сис-ку, и ре-дис-ку ест про-жо-ра кот. (Хлопать ритм и петь на 2-3 звуках, затем можно добавить игру на ДМИ).
Мы тоже угостили кота пирожком. Он съел его и заурчал от удовольствия: «Ф-р-р-р, ф-р-р-р». Мы взяли кота домой, ведь у каждого должна быть семья!
5. Певческое дыхание.
Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание. Его нарушение снижает точность интонирования. Оно вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат. Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Надо следить за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни.
Игры для дыхания (по методике В. Емельянова)
Упражнение «Резиновый мячик». Представьте себе, что вы – И этот мячик прокололся. Он потихоньку сдувается. Так и вы после глубокого вздоха будет выдувать потихоньку воздух. У кого закончится воздух – садится. Выигрывает тот, кто дольше всех будет сдуваться.
6. Дикция.
Большинство детей говорят недостаточно ясно, активно зажимая нижнюю челюсть. Добиваясь четкой и ясной дикции, нужно учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни. Пропевание каждого звука с четким, ясным произношением согласных приносит большую пользу малышам, оказывает благоприятное влияние на процесс звукообразования.
7. Скороговорки.
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например, "на дворе трава, на траве дрова". «Скороговорка — это маленькие фразы или стихи, которые сложно произнести. Основная цель использования скороговорок в работе – улучшение дикции, избавление от дефектов речи.
Каждую скороговорку можно сделать музыкальной. Это тексты, положенные на музыку, то есть песенки. Маленькие по размеру, но очень емкие по своим учебным задачам, песенки эти способствуют развитию четкой артикуляции, точной интонации, воспитывают метроритмическую свободу и образность исполнения. Они незаменимы в работе с детьми на музыкальных занятиях. Их можно исполнять под сопровождение или a capella. Их даже можно исполнять одноголосно или двухголосно
Работа над музыкальными скороговорками должна проходить в несколько этапов:
1. Показ и исполнение скороговорки музыкальным руководителем. Он должен быть точным, ярким, образным, и привлечь внимание ребят. Его назначение - знакомство с материалом, создание положительного эмоционального настроя к данному виду работы у детей.
2. Работа над материалом как над обычной скороговоркой (без музыки). Темп сначала нужно использовать медленный, но сохранить ритм. Формы работы – индивидуальная, групповая.
3. Интонирование мелодии в небыстром темпе (работа над чистотой исполнения
4. Соединение текста и музыки. Сначала в медленном темпе только одного звена секвенции, затем его ускорение.
5. Каждому этапу следует уделить немало времени, так как от качества работы, проделанной на каждом этапе, зависит общий результат.
Можно использовать пособие М. Погребинской «Музыкальные скороговорки». В нем предложены песенки-попевки для разного уровня учеников.
Желательно использовать данный вид работы с детьми в возрасте от 5 лет (так как задач много, требуют определенного уровня развития психических процессов и кругозора от ребенка).
8. Распевки. Еще одним средством в работе над чистотой интонации и развития диапазона является распевание. Систематическое использование песен- упражнений поможет педагогам сформировать певческие навыки.
Пение без сопровождения инструмента (вначале с поддержкой голоса педагога). Важно отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер. Для этого педагог использует дирижерские жесты: показывает рукой динамику, акценты, высоту звука, темп. Например, я поднимаю руку вверх - внимание детей фиксируется на высоком звуке, опускаю руку вниз - на низком. Использую здесь методику хорового сольфеджио Г. Струве.
Распевки, конечно, тоже должны соответствовать возрастным особенностям детей!
Младшая группа:
«Сорока-сорока» р. н. м. «Бай-бай» р. н. м., «Качи-качи» р. н. м, «Зайка» р. н. м.
«Разбудим голосок», «Бибикалки» (работа над унисоном) «Шепоток» (работа над дикцией)
Пение по ручным знакам: 1-3 ступень
Средняя группа:
«Петушок» р. н. м., «Дождик» р. н. м., «Идет коза» р. н. м., «Кукушечка» Тиличеева, «Дудочка» Карасева,
«Бибикалки»
Пение по ручным знакам: 1-5 ступень
Старшая группа:
«Гори, гори жарко» р. н. м., «А я по лугу» р. н. м., «Заинька, попляши» р. н. м.
«Не летай, соловей» р. н. м.
Пение по ручным знакам: 1-7 ступень
Подготовительная группа:
«Как пошли наши подружки» р. н. м., «Во поле береза стояла» р. н. м., «На горе то калина» р. н. м., «Две тетери» р. н. м. ,
«Вверх, вниз», «Бубенчики» Е. Тиличеева,
Пение по ручным знакам: 1-7 ступень
8. Методы и приемы. Эффективность обучения в детском хоровом коллективе зависит от выбора методов обучения. Хороший педагог непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке.
Методы обучения характеризуются тремя признаками: цель обучения, способ усвоения, и характер взаимодействия.
В вокальной педагогике используются и общедидактические методы. Среди них такие, как:
1. наглядный метод (слуховой, зрительный).
2. словесные методы: беседа, обсуждение характера музыки, обобщения. Введения новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении; словесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.
3. методы повторения и закрепления при пении вокальных упражнений и заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые, хоровые).
4. Драматизация песен, музыкальные игры, моделирование движение ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнении песни и пр., что вызывает у детей большой интерес.
5. И, конечно же, игра занимает большое место в их жизни. Она способствует формированию цельных качеств в личности.
Среди известных приемов для развития слуха и голоса можно выделить приёмы, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений :
• Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
• Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
• Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
• Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
• Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
• Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу педагога или группы детей с наиболее развитым слухом;
• Пение "по цепочке";
• Моделирование высоты звука движениями руки;
• Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
. Настройка на тональность перед началом пения.
. Произношение текс та активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание.
9. Развитие музыкального слуха и голоса детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Поскольку малыш обладает непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовывать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и методы, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкально - дидактические упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Музыкально-дидактические игры можно подразделить на несколько групп:
По форме: коллективные, групповые, индивидуальные.
По основной деятельности: подвижные, интеллектуальные,
По средствам: игры с применением дидактических средств, игры с дидактическими пособиями, хороводные.
По направленности воздействия: -развивающие музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, музыкальной формы, -способствующие восприятию музыки, -игры для развития музыкальной памяти
Младшая группа:
«Птичка и птенчики», «Медведь», «Музыкальный зайчик» Бордюг
«Птица-птенчики» Тиличеева, «На чем играю?», «Кого встретил колобок?»
Средняя группа:
«Качели», «Эхо», «Курицы», Е. Тиличеева
«Кто как идет», «Веселые дудочки»,», «Громко-тихо» Г. Левдокимов.
Старшая группа:
«Труба», «Узнай песенку по 2 звукам», «Веселые гармошки» Тиличеева, «Кто поет», «Звенящие колокольчики»,
Подготовительная группа:
«Нарисуй мелодию», «Птичий концерт», «Колобок», «Три поросенка», «Прогулка в парке», «Шаловливые сосульки», «Зимние узоры», «Змейка»,
Заключение: Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности. Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление "в уме" звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т. п.
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.
Наша конечная и главная цель всей работы – помочь ребенку почувствовать себя творцом, ощутить состояние счастья от того, что удалось движением или голосом выразить то сокровенное, что не могло выразиться словом.