оксана беккер
Мастер-класс для педагогов «Технология «подаренного слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Колобок – румяный бок!
В деятельности с детьми, я, несомненно, применяю различные игровые технологии, направленные на развитие речи детей.
Но сегодня мне хотелось бы познакомить вас с моей авторской технологией, которая звучит так: «Технология подаренного слова». Что же это за технология, спросите вы? Сейчас скажу. Технология «подаренное» слово направленна, в первую очередь, на развитие речевой активности детей, социально-коммуникативное общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, причём не только со сверстниками, но и с детьми разного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Технология „подаренного слова“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Преимущество технологии в том, что она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения, опирается на личный опыт ребёнка, а главное, - способствует развитию связной речи, как диалогической, так и монологической.
«Подаренное» слово я могу внести в группу сама, либо мои воспитанники сами могут преподнести «подаренное» слово, либо родители проявляют желание и интерес, увлекая нас своим «подаренным» словом.
Под «подаренным» словом подразумевается любой предмет, даже самый обычный и ничем непримечательный.
И вот сегодня я тоже приготовила для вас «подаренное» слово. Оно находится в этой красивой коробке.
- Как вы думаете, что в ней лежит? (да, возможно, но нет…., да, может, но, к сожалению, нет, ….).
- Тогда я даю вам подсказку:
Бабка из муки в печи
Испекла не калачи,
Круглый он, румяный бок –
Это вкусный…. (колобок)
- Да, для вас я приготовила «подаренное» слово «КОЛОБОК»! (достать из коробки).
- Скажите, а какой у нас колобок? (круглый, румяный, пышный….).
- Такой приём способствуют развитию речи, позволяет ребёнку описывать предмет и способствует умению подбирать прилагательные к существительным, обогащая тем самым словарный запас.
- А теперь, из тех педагогов, которые блеснул своей эрудицией и ответили на мой вопрос, я попрошу выйти ко мне 5 человек.
- Представьте на мгновение, что вы мои воспитанники и я буду обращаться к вам, как к своим детям.
- Ребята, глядя на колобка, я одну сказку вспомнила… Вы, наверное, догадались, о какой сказке пойдёт речь? («Колобок»). Да, верно. И сейчас я вам эту сказку напомню и расскажу (выронить картинки к сказке из рук).
- Ой, что же я наделала! Я всю сказку перепутала! А я же не помню её последовательность. Как быть! («дети» предлагают разложить сказку сами).
Пока они раскладывают сказку на полу, педагог говорит залу :
- Такой приём способствует развитию у детей связной речи. Этот приём особенно хорош для детей, которые затрудняются составлять рассказы по картине. А с помощью серии сюжетных картинок, они легко составят рассказ. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. А ещё такой приём учит ребёнка правильно передавать логическую последовательность с помощью сюжетных картинок.
- Какие вы молодцы! Помогли мне разложить сказку!
- Но эта сказка немного грустная, с печальным концом. И мы сейчас сами сочиним новую, весёлую сказку (взять в руки колобка). Я начну, а вы продолжите по цепочке, каждый по одному предложению. И так: «Жил-был весёлый, а главное, умный колок. Все звери приходили к нему за советом. И вот однажды прискакала белка и спрашивает колобка….» (педагог передаёт колобка следующему и каждый по предложению сочиняет сказку).
- Замечательная, ребята, у нас сказка получилась! Довольно часто мы с детьми сочиняем подобные сказки. Такой приём развивает у ребенка не только воображение, речь, обогащает словарный запас, но и способствует общению детей друг с другом, желание вступить в диалог, умение слушать и слышать собеседника.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам подойти к столу и назвать ингредиенты, которые вы видите перед собой (мука, соль, яйцо, вода).
- Я предлагаю вам посоветоваться и решить, что можно из этих продуктов приготовить. Подумайте и приступайте к работе. А я пока вернусь к нашим гостям.
- Пока мои помощники приступили к работе, мне хотелось бы рассказать, что означает слово «Колобок». Ведь, внося детям «подаренное» слово, мы, в первую очередь, знакомим детей с историей и интересными фактами, связанными с этим предметом.
- И так, согласно словарю Ожегова, слово «колобок» - это небольшой круглый хлебец. А также, любой объект шарообразной формы небольшого размера. Если брать сказку «Колобок», то впервые мир узнал о ней в 1873 году. И оказывается, у нашего Колобка есть английский брат. Зовут его Джонни-пончик, а судьбы, что характерно, у этих двух героев очень похожи – обоих съели в конце.
- А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам составить новые слова из букв слова «колобок». Подумайте, а я пока вернусь к своим помощникам.
Работа с помощниками.
- Скажите, что у вас получилось? (смешали продукты, замесили тесто, скатали каждый себе по колобку).
- А после того, как бабушка в сказке слепила колобок, что она сделала? (поставила его в печь).
- И у нас есть микроволновая печь! Кладите колобки в печь. (В печи уже лежат заранее приготовленные пять колобков).
- Пока колобки пекутся, посмотрите, перед вами лежат маски сказочных персонажей. Выберите и оденьте на себя маску, каким сказочным персонажем вы себя ощущаете именно сейчас. А я пока хочу обратиться в зал.
Работа с залом.
- И так, мне хотелось бы услышать, какие слова вы составили из букв слова «колобок»? (кол, лоб, бок, око, обо, клок, блок, около, кок).
- Составление слов - это отличная гимнастика для развития мозгового шторма и мышления детей.
Работа с помощниками.
- Я вижу, вы определились с ролями. Тогда мы начинаем нашу сказку.
- Объявился в лесу Колобок – румяный бок. Вот катится он по лесу (герой имитирует движения колобка, а навстречу ему ползёт и пыхтит Ёжик (ёжик имитирует движения, пыхтит). Говорит ему Колобок: (колобок произносит любую фразу). А Ежик ему в ответ: (любая фраза ежа). Вдруг им навстречу скачет Зайчик-побегайчик (заяц скачет) и прыгает Белочка-умелочка (белка прыгает). Остановились они рядом с Колобком и Ёжиком, и вдруг Белка как закричит: (любая фраза Белки, а Заяц побавляет: (любая фраза зайца). И вдруг как все замерли и рты по открывали. Корова идёт, прямо на них, хвостом машет, да рогами трясёт (это всё должно имитироваться согласно тому, что говорит автор). Подошла к ним и как улыбнётся и запоё т: (любая фраза из песни). Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!
- Ребята, какая интересная сказка у нас получилась!
- Благодаря спонтанным спектаклям с «подаренным» словом, ребята начинают чувствовать себя уверенно и непринуждённо. Ведь именно участие в театрализованной деятельности, делает застенчивых детей более раскрепощёнными, активными и уверенными в себе.
- А вот и наши колобки испеклись! (педагог достаёт из микроволновой печи колобки). Угощайтесь, ребята! Вы это заслужили! (берут и садятся на места).
- Вот так «подаренное» слово повлияло на развитие речи детей дошкольного возраста!
- Спасибо за внимание!