Татьяна Прынь
Опыт работы «Календарь как средство знакомства детей со временем»
▼ Скачать
Календарь, как средство знакомства детей со временем
Прынь Татьяна Евгеньевна
1 слайд
Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить Вам опыт работы с календарем.
2 слайд
Календарь – это система отчисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.
Публикация «Опыт работы „Календарь как средство знакомства детей со временем“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте дети с трудом соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т. п.). Систематическая работа с календарём способствует развитию речи, мышления, осознание своей собственной жизни. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Макет календаря наглядно, помогает детям усвоить сложные временные понятия.
3 слайд
Цель: ознакомление детей со временем с помощью календаря
Задачи:
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (смене времён года, частей суток, дней недели, месяцев, года)
Развивающие:
- Развивать представление о времени при помощи календаря
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (год, месяц, неделя, день недели, названия месяцев и дней недели)
- Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое, делиться своей информацией с другими детьми.
Воспитывающие:
- Воспитывать желание «беречь» время.
- Воспитывать умение слушать своих товарищей
4 слайд
Макет календаря состоит:
Всего на макете 24 кармашка. Кармашки дни недели разного цвета, их 7 штук, находятся в верхнем ряду макета. Ежедневно отрывается пройденный день, складывается и вставляется в кармашек. Всё это проговаривается. Определяется на календаре настоящий день. Почему мы его не отрываем сейчас? (потому что он только наступил и ещё не прошел)
Второй ряд 5 кармашков фиолетового цвета. Собирается каждая прошедшая неделя и деньки вставляются в карманчик, итак 4-5 недель. Всё проговаривается и закрепляется.
Нижние ряды времена года. У каждого времени года по 3 кармашка - 3 месяца сезона определённого цвета. Все прошедшие недели из 5 фиолетовых карманчиков – это месяц, вставляем в прошедший месяц сезона. Итак, каждый кармашек сезонов пополняется прошедшим месяцем.
5 слайд
Работа начинается со старшего возраста с начала календарного года. Знакомлю детей с различными видами календарей. Рассказываю об истории календаря. Затем рассматриваем и знакомимся с макетом календаря. Закрепляем отрывной календарь. Находим удобное, легкодоступное местоположение для календаря в группе. Знакомимся с правилами работы, алгоритмом действий (сказать о прошедшем дне, правильно оторвать листочек, сложить его определённым способом, чтобы было видно число, чтобы сложенный лист поместился в кармашке, рассказать о дне – число, месяц, сезон).
Ежедневная систематическая (подчеркиваю систематическая) работа с календарём проводится в утренний сбор фронтально, подгруппой и индивидуально. Ребёнок самостоятельно отрывает календарь и объясняет всем расстановку листочка, отвечает на вопросы воспитателя.
6 слайд
Для закрепления знаний о временных явлениях использую художественную литературу:
«12 месяцев» С. Маршак,
«Синичкин календарь» В Бианки,
«Новая столовая» З. Александрова,
«Четыре желания» К. Ушинский и др. ,
стихи и загадки о временах года, месяцах, днях.
7 слайд
В работе для закрепления знаний использую дидактические и настольные игры, разрезные картинки, пазлы.
Практическая часть
А теперь я вам предлагаю немного поиграть
1. ФИЗМИНУТКА «Неделька»
2. Беседа утреннего сбора:
Как называются календари, которые висят на стене? (настенные)
Как называются календари, которые стоят на столе? (настольные)
Как называются календари, которые можно положить в карман?
(Вызвать взрослого)
- вы помните ребята, что пятница у нас прошла, отрываем? Света ты проснулась в новом дне и не пошла в садик, как он называется? Что ты Света делала в субботу? Отрывает субботу. Суббота какая по счёту? Кто соседи у субботы?
- Наташа, подойди к календарю. Какой день недели наступил после субботы? Что ты делала в воскресенье? Отрывает листок. Как можно назвать субботу и воскресенье? Неделя закончилась, что мы сделаем с ней? Ребята, посмотрите у нас заполнены все фиолетовые кармашки….(месяц)
7. Сколько всего кармашков на макете? (24)
8. Сколько недель прошло у января месяца?
9. Что означают картинки?
10. Сколько у зимы месяцев? У лета? и т. д.
11. Какой февраль у зимы?
12. Из чего состоит год?
1. Игра «Живая неделя» (разберите карточки, и постройте неделю по порядку) (с понедельника по понедельник / с пятницы по пятницу)
2. Игра «Кто соседи?» (неделя, месяцы)
3. Игра «Мой день рождения»
Что хочется сказать в заключении. Календарь очень легко и просто сделать из доступных материалов. Я подобрала картинки, картон по цвету и оформила календарь. У меня получился вот такой вариант. Вы можете сделать совсем по-другому, главное сохранить алгоритм работы.
Мои дети, уже не первый выпуск с удовольствием каждый день работают с этим наглядным пособием. И как результат, дети к школе легко. В игровой форме усваивают сложные временные понятия. Надеюсь, мой опыт будет полезен педагогам. Удачи в познании вам и Вашим детям. Спасибо зам внимание!