Виктория Царигородцева
Опыт работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Доклад из опыта работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры».
Слайд 2
Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Публикация «Опыт работы „Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Слайд 3
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского языка – это движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка и другое – это все мелкая моторика.
Слайд 4
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Слайд 5
Вам известно много игр на развитие моторики (игры с прищепками, скрепками, крышками, шнуровки и др.) Я вам хочу представить игры, которые использую в своей работе. Они не только на развитие мелкой моторики, но и на формирование элементарных математических представлений.
Слайд 6
Игры с блоками Дьенеша
Слайд 7
И игры с цветными палочками Кюизенера. Несколько игр представлены на слайде. У нас на группе есть картотека игр с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера для детей 3-4 лет. Кому интересно, можно ее просмотреть.
Слайд 8
ИГРА "ЧУДО КРЕСТИКИ"
«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется. Крестики составляем из частей в игровом поле произвольно или в определенном порядке. Например: по цветам радуги-от красного до фиолетового; в обратном порядке-от фиолетового до красного; выборочно-зеленый, синий и т. д. ; по количеству частей: целый крестик, затем крестик из двух частей, из трех и т. д. ;
Можно предложить придумать предметный силуэт самостоятельно и сложить его из частей крестиков, дать ему название.
Слайд 9
Выкладывание фигур из счетных палочек по образцу, а потом и самостоятельно.
Слайд 10
«Укрась божью коровку»
Есть несколько вариантов этой игры:
1. Предложить ребенку закрыть круги в соответсвии с их размером. Также здесь идет закрепление понятий «вверху-внизу».
2. Во втором варианте ребенок выкладывает количество кругов по образцу.
С детьми старшего дошкольного возраста эту игру тоже можно использовать на закрепление состава числа.
Слайд 11
«Цветная мозаика»
Цель: закрепить знание с детьми основных цветов, умение располагать пассажиров поезда соответственно цвету вагона, закрепить понятие «один - много»; закрепить написание цифр и букв (с детьми старшего дошкольного возраста). Развивать мелкую моторику, мыслительные операции, творческое воображение.
Слайд 12
«Геометрические коврики»
Цель: расширять представление о геометрических фигурах, учить соотносить форму фигур, закреплять знания о цвете, развивать моторику пальцев.
Воспитатель просит детей помочь ему починить коврики, вложить в коврики «заплатки» нужной формы и цвета. Когда дети починят коврики, можно сосчитать фигуры, назвать их, определить цвет.
Слайд 13
«Ателье для малышей»
Есть два варианта игры. I вариант: «Заплатки», где ребенку предлагается починить одежду, подобрав нужные заплатки по цвету и форме. Некоторые геометрические фигуры ребенок должен составить из частей.
Слайд 14
II вариант: «Составь узор из геометрических фигур»
В ходе данной игры детям можно предложить вставить пропущенную геометрическую фигуру, продолжить узор из геометрических фигур, придумать и выложить свой узор из геометрических фигур. Ориентация геометрических фигур должна быть по заданной лини.
Слайд 15
«Волщебные пуговицы»
Цель: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; учить называть геометрические фигуры и цифры; закреплять знание состава числа; упражнять в счете на ощупь.
В этой игре ребенок на ощупь должен определить, какая геометрическая фигура спряталась в мешочке. Можно предложить посчитать пуговицы. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить угадать и назвать цифру.
Слайд 16
«Разложи яблоки по банкам»
Цель: Развивать цветовое восприятие, память, внимание, мышление; закреплять понятие «один - много»; формировать мелкую и общую моторику.
Здесь тоже можно использовать несколько вариантов игры:
- разложить яблоки по цвету;
- разложить в каждую банку по одному яблоку, а теперь сделать так, чтобы в каждой банке было много яблок;
- разложить по образцу;
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать эту игру в решении задач, а также их составлении детьми самостоятельно. Будет также развиваться речь.
Слайд 17
Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Разноцветные тарелочки»
Цель: закрепить у детей умение различать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Задачи: учить группировать предметы по цвету;- развивать зрительное восприятие и внимание; развивать мелкую моторику рук; обогащать словарный запас новыми словами (красный, жёлтый, зелёный, синий, тарелка, названия фруктов, ягод, овощей).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фрукты, овощи, ягоды и назвать их цвета. Определить, в какую тарелку, что нужно положить
Слайд 18
Вашему вниманию хочу представить развивающую книгу из фетра. Основная тема книжки - счет от 1 до 10. Это удивительное многофункциональное пособие. Оно предусматривает различные виды заданий по ФЭМП (цвет, величина, один-много). Завязывание ленточек, застёгивание кнопок, катание бусинок, тактильные ощущения, эти игровые задания очень нравятся детям, вызывают у них большой интерес, а самое главное развивает мелкую моторику.
Книга предусмотрена для индивидуальных занятий с детьми.
Хочу закончить свой доклад словами Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок.»
Слайд 19
Спасибо за внимание!